+7 (499) 403-1034 бесплатный звонок по России

ОТ ТЕСТА ДО ЗАЩИТЫ ДИПЛОМА

Помощь с дистанционным обучением, Сессия под ключ, Материалы для защиты диплома (ВКР)

Главная » Бесплатные образцы » Дипломный доклад Использование арт-терапии как средства коррекции эмоциональной сферы детей

Дипломный доклад Использование арт-терапии как средства коррекции эмоциональной сферы детей

Представляем Вашему вниманию бесплатный образец доклада к диплому на тему «Использование арт-терапии как средства коррекции эмоциональной сферы детей».

 

Здравствуйте, уважаемые члены аттестационной комиссии!

Тема моей дипломной работы — Использование арт-терапии как средства коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность темы обусловлена широкой распространенностью эмоциональных нарушений среди дошкольников, в то время, как арт-терапия используется как средство гармонизации и развития психики человека, а особенно ребенка через занятия художественным творчеством.

Целью выпускной квалификационной работы — изучить особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста и составить программу, направленную на ее коррекцию используя метод арт-терапии.

 

 

В первой главе работы рассматриваются теоретические основы изучения особенностей эмоциональной сферы  детей старшего дошкольного возраста.

Проведенный анализ показал, что эмоциональная сфера дошкольника – важнейшая система, которая оказывает огромное влияние на психическую жизнь и поведение ребенка и очень важна для его психического и соматического здоровья.

Ключевыми моментами эмоционального развития ребенка дошкольного возраста являются: освоение социальных форм выражения эмоций; формируется чувство долга, получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные и моральные чувства; благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными; эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.

В настоящее время растет количество детей с эмоциональными нарушениями, прежде всего это связано с нестабильной экологической обстановкой, негативным воздействием средств массовой информации,  разобщенностью детей, их неумением общаться между собой. Современные дети стали менее восприимчивы к чувствам и эмоциям других людей.

Одним из методов эмоциональной коррекции является метод арт-терапии. Изучение данного метода показало, что он относится к самым естественным формам коррекционной работы. Именно поэтому в  последнее время данный метод всё больше включается в коррекционно-развивающую работу с детьми, имеющими, эмоционально-личностныеа нарушениями и даёт положительные результаты.

С применением арт-терапии у дошкольников выплескиваются отрицательные эмоции, высвобождается психологическая энергия, которая обычно тратится на неэффективное напряжение, повышается самооценка, дети становятся более спокойными и расслабленными. Демонстративность, агрессия, негативизм, уступают место инициативности и творчеству.

 

Вторая глава работы содержит экспериментальное изучение и коррекция эмоциональной сферы в старшем дошкольном возрасте посредством арт-терапии.

Цель исследования: изучить особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста и составить программу, направленную на ее коррекцию посредством арт-терапии.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что специально разработанная программа по коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством арт-терапии позволит нивелировать их отрицательные эмоциональные состояния, такие как повышенный уровень тревожности, наличие большого количества страхов, повышенную эмоциональную напряженность.

Исследование проводилось в 2014 году в г. Москве, на базе ГБОУ «Школа №109».

Всего в исследовании приняли участие 14 детей возрасте  5-7 лет, имеющие проблемы в эмоциональной сфере.

 

ТОЛЬКО У НАС!

 

Доклад, презентация

без предоплаты

Более 100

бесплатных примеров

Доработки

бесплатно

Срок от 1 часа

до 1 дня

Гарантия

низкой цены

 

Хочу сделать заказ!

 

Исследование включало три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

При проведении исследования использовался следующий психодиагностический инструментарий:

1.         Тест на определение уровня тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, Ф. Амен)

2.         Графическая методика «Кактус» (М.А. Панфилова), для исследования состояния эмоциональной сферы дошкольника.

3.         Метод диагностики наличия страхов у детей  «Страхи в домиках» (А.И. Захаров)

4. Анкета-опросник для родителей по выявлению тревожности (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.)

Проанализировав результаты первичного обследования, мы можем сделать следующие выводы о том, что больше половины детей испытывают высокий уровень тревожности, эмоциональной напряженности, наличие страхов.

Необходимо отметить, что при наблюдении за детьми в процессе проведения диагностики мы обнаружили, что трудности имеют почти все дети. Это сопровождается чувством тревоги, неудовлетворенности, замкнутости  и другими проявлениями  эмоциональной неустойчивости. Результаты всех проведенных тестов очень схожи, для детей характерны следующие неблагоприятные эмоциональные состояния: повышенная тревожность, страхи, эмоциональная неустойчивость. Это говорит нам о необходимости проведения с  детьми  работы по коррекции, выявленных нарушений эмоционального состояния детей.

После проведения первичной диагностики,  дошкольники были разделены на две группы: экспериментальную и контрольную (по 7 человек в каждой группе). В  экспериментальную группу вошли дети  с более высокими показателями тревожности и страхов, а также с высокой степенью эмоционального напряжения.

С ними была проведена  работа по, составленной нами, программе комплексной психокоррекции, выявленных эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста с использованием следующих видов арт-терапии: рисуночная терапия, сказкотерапия, музыкотерапия. Цель программы: создание психолого-педагогических условий для преодоления тревожности, страхов и эмоционального напряжения у дошкольников путем  коррекции методами арт-терапии. Данная   программа   состоит   из   10 специально   организованных коррекционных занятий   составленных  с  учетом  уровня  развития  детей,  их возрастных и индивидуальных особенностей.

Занятия проводились в течение двух  месяцев (1 раз в неделю), по составленной нами программе, с использованием игровых методов и приёмов в комплексе с рисуночной терапией, сказкотерапией, музыкотерапией, а так же с использованием психогимнастических упражнений.

После проведения курса занятий, была проведена повторная диагностика детей с использованием тех же  методик, что и на начальном этапе. Диагностика проводилась с целью проверки эффективности психологической коррекции эмоциональной сферы ребёнка, посредством составленной нами системы занятий с использованием метода арт-терапии.

Сравнивая результаты первичной и итоговой диагностики, был сделан вывод, что после проведённой коррекционной работы у троих детей экспериментальной группы снизились проявления тревожности и эмоциональной нестабильности.

Анализ динамики средних по группе значений тревожности испытуемых по тесту тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен показал, что после коррекционной работы в группе в целом уровень тревожности детей приближается к оптимальному: произошло снижение высокого, увеличилось количество дошкольников со средним уровнем тревожности (5 чел.).

Результаты исследования эмоционального состояния до и после коррекционной работы у старших дошкольников по графической методике «Кактус» М.А. Панфиловой показывают, что есть тенденция уменьшения негативных показателей.

Сравнивая детские рисунки до начала коррекционной работы и после, нужно отметить, что линии изображений стали увереннее, подбор цвета мягче. Кактусы стали менее сердитыми и более красочными.

Анализ распределения   результатов по тесту «Страхи в домиках» (до экспериментального воздействия и после) показал очевидное снижение  количества страхов у детей экспериментальной группы по разным факторам.

Сопоставление результатов первичного и повторного обследования детей по данной методике убедительно свидетельствует о положительной динамике в эмоциональной сфере ребёнка у детей экспериментальной группы. Это находит своё выражение в снижении у детей  уровня страхов.

Результаты контрольного среза экспериментального исследования зафиксировали позитивные изменения, произошедшие в эмоциональной сфере детей экспериментальной группы, что выразилось в снижении негативно окрашенных переживаний и общей психологической напряженности, стабилизации общего фона настроения, понижении тревожности до уровня среднего.

Естественно, что окончательно дети еще не избавились от отрицательных, негативных  эмоциональных проявлений. Но это и не было нашей целью, так как отведенного на  коррекционную работу времени не достаточно для серьезных изменений  в психическом развитии детей. Мы  лишь наметили пути психологической коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, при дальнейшем  использовании которого возможно получение еще более положительных результатов.

Воспитатели и родители отметили положительное эмоциональное самочувствие детей в период проведения с ними специальных занятий с использованием арт-терапевтических методов.

Так как не все проблемы были окончательно преодолены, нами разработаны рекомендации для педагогов и родителей по дальнейшей коррекционной работе.

 

Таким образом, Цель работы — изучить особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста и составить программу, направленную на ее коррекцию используя метод арт-терапии. – достигнута.

Спасибо за внимание! Доклад окончен.

 

Мне тоже нужен хороший доклад!