+7 (499) 403-1034 бесплатный звонок по России

ОТ ТЕСТА ДО ЗАЩИТЫ ДИПЛОМА

Помощь с дистанционным обучением, Сессия под ключ, Материалы для защиты диплома (ВКР)

Главная » Бесплатные образцы » Дипломный доклад Музыка как средство развития речи старших дошкольников

Дипломный доклад Музыка как средство развития речи старших дошкольников

Представляем Вашему вниманию бесплатный образец доклада к диплому на тему «Музыка как средство развития речи старших дошкольников».

 

Слайд 1

Уважаемый председатель, уважаемые члены экзаменационной комиссии, присутствующие. Вашему вниманию представляется дипломная работа на тему «Музыка как средство развития  речи старших дошкольников».

 

Слайд 2

Актуальность темы обусловлена тем, речь является одной из самых сложных высших психических функций человека. Способность к общению с людьми, умение объясняться  грамотно и  внятно — один из наиболее значимых  характерных показателей развития личности в наше время.

 

 

В  современной программе дошкольного образования  по-прежнему недооценивается  роль  музыки  в  общем  развитии  ребенка, в формировании его психических функций, в том числе и  речи. Однако  в логопедической практике как раз наоборот, музыка  активно используется  для преодоления различных речевых нарушений у детей.

 

Слайд 3

Цель – выявить,  действительно ли музыка способствует развитию речи старших дошкольников.

Задачи:

  1. На основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотреть особенности влияния музыки на развитие речи дошкольников.
  2. Определить роль музыкального искусства в общем развитии ребенка.
  3. Рассмотреть особенности музыкального и речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
  4. Выявить уровень речевого  развития старших дошкольников.
  5. Разработать коррекционно-развивающую программу, направленную на повышение общего уровня речевого развития детей средствами музыки
  6. Проанализировать влияние музыки  на развитие речи дошкольников.
  7. На основе данного анализа дать рекомендации родителям по развитию и коррекции речи детей средствами музыкального воспитания в семье.

 

Слайд 4

Объект исследования:  процесс развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Предмет  исследования:  использование музыки как средства развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что  музыка оказывает благоприятное воздействие на развитие речи дошкольников: если мы будем интегрировать  музыку  как отдельный вид искусства с развитием речи, то результаты будут наиболее успешны.

 

Слайд 5

Первая глава работы содержит теоретические основы изучения проблемы влияния музыки на развитие речи дошкольников.

Изучением вопроса Роли музыкального искусства  в общем развитии ребенка занимались многие и многие ученые. На слайде номер 5 представлены высказывания известных ученых по рассматриваемому вопросу.

По мнению  И.Л. Дзержинской, Э.П. Костиной, Б.М. Теплова, О.П. Радыновой, -«Включение музыки во всю сферу жизнедеятельности ребенка  оказывает положительное воздействие  на образ его жизни»,

Т.С. Бабаждан,  Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, В.А. Петрова отмечали, что «Музыка раньше других  искусств воздействует на эмоции  у детей и влияет  на личность ребенка в целом»

Исследования Л.П. Новицкой, В.Б. Поляковой, Г.Ю. Маляренко, М.В. Хватова подтверждают, что «Благотворное влияние музыкального искусства на процессы памяти. Повышаются показатели объёма и прочности»

Е.В. Герцман, В.Б. Полякова, В.В. Ефимов отмечают, что «При восприятии музыки повышаются лабильность зрительного анализатора, чувствительность периферического зрения»

В. П. Петрушин говорит о том, что «Инструментальная музыка различного характера активизирует воображение слушателей, тем самым способствуя созданию перспективных рассказов»

 

Слайд 6

Анализ Особенностей музыкального развития детей старшего дошкольного возраста показал, что

  1. Точность слуховых ощущений, эмоциональная отзывчивость на музыку различного характера,  простейшие навыки, действия в  певческом и музыкально-ритмическом  исполнительстве.  
  2. Дошкольники способны выражать свои впечатления oт музыки, определять используемые в музыкальном произведении выразительные средства: тихо, громко, медленно, быстро, а также различать звуки по высоте в пределах сексты -септимы.
  3. Главной задачей музыкального образования дошкольников является воздействие    на    духовный    мир,    приобщение    к    мировой     культуре человечества, развитие творческих начал. 
  4. Овладение музыкально-ритмическими движениями развивает художественно-творческие способности детей
  5. Музыка позволяет своеобразно познавать действительность, оценка эмоциональных образов музыки расширяют лексику, формирует связную речь, вокальные навыки развивают речевое дыхание, артикуляцию, дикцию.

 

ТОЛЬКО У НАС!

 

Доклад, презентация

без предоплаты

Более 100

бесплатных примеров

Доработки

бесплатно

Срок от 1 часа

до 1 дня

Гарантия

низкой цены

 

Хочу сделать заказ!

 

Слайд 7

Среди Особенностей речевого развития старших дошкольников можно выделить следующие:

  1. Старший дошкольный возраст — период наивысшей речевой активности.
  2. Речь становится началом перестройки психических процессов, орудием  мышления. 
  3. На шестом году жизни дошкольники уверенно составляют сюжетные и описательные рассказы на тему, предложенную взрослым.
  4. В своей речи ребенок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности.
  5. Уровень развития лексики у старших дошкольников тоже достаточно высок.
  6. В высказываниях детей появляется большое количество слов, относящихся к разным частям речи.
  7. К концу дошкольного возраста, при наличии определенных условий воспитания  и обучения,  дети  начинают не только активно пользоваться своей  речью, но уже могут понимать ее строение. 

 

Слайд 8

В первой главе работы также проанализированы Особенности влияния музыки на речевое развитие и возможности ее использования в образовательной деятельности с детьми. Разные авторы отмечают благоприятное воздействие использования музыки в образовательной деятельности.

  1. По словам Д.Б. Кабалевского: «Элементарным воздействием на речевую сферу детей становится пассивное или активное восприятие музыки».
  2. В.А. Деркунская отмечает, что «Музыкальные произведения  способны побуждать ребенка к сочинительству, речевому, литературному творчеству»
  3. Согласно выводам  наблюдений А.Ф. Битуса, С.В. Битуса, Д.К. Кинарской: «Пение способствует развитию фонематического слуха, что позволяет использовать его и коррекционной педагогике»
  4. К.Орф пришел к выводу, что «Наиболее сильным средством воздействия на ребенка являются творческие музыкально-театрализованные игры, в которых объединяется пение, речь, игра на музыкальных инструментах»
  5. В работах Е. Железновой и С. Железнова отмечается, что «С помощью стихотворного ритма у детей совершенствуется произношение, отрабатывается правильный темп речи, развивается речевой слух»
  6. Н.С. Ильина говорит о том, что «Эффективными для речевого развития дошкольников являются музыкально-логопедические рифмовки — короткие стихи, имеющие чёткую ритмическую структуру, которые необходимо пропевать»

 

Слайд 9

С целью подтверждения (или опровержения) гипотезы работы, во второй главе проведено экспериментальное исследование влияния музыки на  развитие и коррекцию речи  старших дошкольников.

Цель исследования —  выявить,  действительно ли музыка способствует развитию речи старших дошкольников.

 Экспериментальное исследование   проводилось  на базе  МБДОУ детский сад №3 р.п. Тумботино,  с октября  2013 года по май 2014 года. В исследовании принимали  участие 20 детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет), из которых 13 мальчиков и 7 девочек.

Методики, применяемые в рамках исследования:

  1. Методика на выявление понимания ребенком смысловой стороны слова- «Скажи наоборот»
  2. Методика, направленная на проверку состояния фонематического слуха  — Игра «ЭХО»
  3. Методика на выявление уровня овладения словарем- «Подбери слово»
  4. Методика на выявление сформированности слоговой структуры слова — « Повтори за мной»
  5. Методики на выявление сформированности активной речи ребенка:
  6. Методика на выявление сформированности грамматического строя речи — « Назови»
  7. Методика на определение состояния звукопроизношения — «Считалки»
  8. Методика на обследование артикуляционного аппарата, сохранность его  иннервации

 

Слайд 10

Анализ проведенной диагностики показал, что  речевое развитие  детей старшей группы находится на низком и среднем уровне, что является отклонением от нормы, поскольку для данного возраста характерен средний и высокий уровень речевого развития. У преобладающего большинства старших дошкольников связная речь не развита.  У детей отсутствуют навыки связно излагать свои мысли, для них характерна подмена связного высказывания односложными ответами на вопросы или разрозненными предложениями.  Также недостаточно развиты и другие речевые компоненты: не сформирована произносительная структура речи, в активном словаре отсутствуют слова- антонимы, у многих детей  отмечается бедность словаря. А, как известно, данные показатели речевого развития  очень значимы, особенно при подготовке детей к школе, и если они не сформированы  к 6-7 годам, то ребенок не будет готов к школьному обучению. Все это указывает на необходимость проведения  с детьми данной группы дополнительной и коррекционной работы, направленной на повышение  общего уровня их речевого развития. 

В этой связи для развития речи, а также коррекции  речевых нарушений  у детей данной группы нами была составлена специальная коррекционно-развивающая программа, в которой интегрируются речевое и музыкальное развитие ребенка.

 

Слайд 11

На втором (формирующем) этапе  экспериментальной работы нами была  выстроена и апробирована коррекционно-развивающая программа, направленная на повышение общего уровня речевого развития дошкольников.

Коррекционно-развивающая  программа, направленная на повышение уровня речевого развития детей средствами музыкального воспитания содержит следующие элементы:

  1. Ходьба и маршировка в разных направлениях.
  2. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляционная гимнастика, музыкально-речевые игры .
  3. Музыкально-коммуникативные игры и танцы.
  4. Игры-упражнения  «Копилочка слов»;
  5. «Закончи предложение»;
  6. «Прочитай мнемотаблицы, схемы»;
  7. Музыкальные пальчиковые игры.
  8. Музыкально-дидактические игры и упражнения.
  9. Игра на музыкальных инструментах,  игры и упражнения с использованием шумовых инструментов и «звучащих жестов». Музицирование.
  10. Игры и упражнения, формирующие чувство музыкального.
  11. Игры и упражнения на воспитание метрического акцента.
  12. Упражнения на развитие творческих способностей.
  13. Музыкально-ритмические упражнения.

Курс программы рассчитан на один учебный год. Реализация  данной программы осуществляется через дополнительную организованную образовательную деятельность педагога  с детьми   (Кружок «Музыкоречевичок»), которая  проводится 1  раз  в неделю продолжительностью 20-25 минут.  ОД  составлена с опорой на лексические темы, объединенные в циклы, и направлена на развитие всех компонентов устной речи дошкольников, слуховых функций, речевой функциональной системы.   

 

Слайд 12

На основании выдвинутой гипотезы исследования и после проведения формирующего этапа эксперимента мы провели контрольный этап.

 На данном этапе с детьми   обеих групп (экспериментальной и контрольной)  была проведена повторная диагностика речевого развития  по вышеуказанным методикам, применяемым  на первом  этапе эксперимента.  Данные исследования  проводилась с целью выявления динамики речевого развития дошкольников.

На слайде 12 представлена диаграмма с Уровенем речевого развития детей  экспериментальной группы

 

Слайд 13

Слайд 13 содержит диаграмму с уровнем речевого развития детей контрольной группы.

 

Слайд 14

Анализ полученных результатов позволил сделать следующие выводы:

  1. Положительная динамика  речевого развития детей прослеживается  в обеих группах: и экспериментальной, и контрольной.
  2. У детей экспериментальной группы  наблюдается более высокий уровень речевого развития, чем у детей контрольной группы. 
  3. У детей  контрольной группы  общий уровень речевого развития повысился всего лишь на 20%: из 10 детей данной группы 2 ребенка (20%) с низкого уровня речевого развития перешли на средний уровень, у остальных 80% детей уровень речевого развития остался практически на прежнем уровне.
  4. В экспериментальной группе в результате реализации коррекционно-развивающей программы  общий уровень речевого развития дошкольников повысился на 90%. На 10% увеличился  процент детей с высоким уровнем речевого развития и на 70%- со средним уровнем. Процент детей с низшим и низким уровнем  речевого развития снизился до 0 в  связи с переходом всех детей  данной категории на средний уровень.

Таким образом, Гипотеза исследования, что  музыка оказывает благоприятное воздействие на развитие речи дошкольников, — подтверждена.  При интеграции музыки как отдельного вида искусства с развитием речи  результаты  речевого развития дошкольников наиболее успешны.        

 

Слайд 15

Спасибо за внимание, доклад окончен.

 

Мне тоже нужен хороший доклад!