+7 (499) 403-1034 бесплатный звонок по России

ОТ ТЕСТА ДО ЗАЩИТЫ ДИПЛОМА

Помощь с дистанционным обучением, Сессия под ключ, Материалы для защиты диплома (ВКР)

Главная » Бесплатные образцы » Дипломный доклад Влияние культуры речевого общения на социальный статус детей

Дипломный доклад Влияние культуры речевого общения на социальный статус детей

Представляем Вашему вниманию бесплатный образец доклада к диплому на тему «Влияние культуры речевого общения на социальный статус детей в группе старшего дошлкольного возраста».

Здравствуйте, уважаемые члены аттестационной комиссии!

Тема моей выпускной квалификационной работы — «ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ НА СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ДЕТЕЙ В ГРУППЕ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ».

Актуальность темы обусловлена развитием интереса к проблеме коммуникативных способностей, так как с их развитием неразрывно связано социальное и психическое благополучие ребенка.

Целью выпускной квалификационной работы является изучение влияния культуры речевого общения на  социальный статус детей в группе старшего дошкольного возраста.

 

В первой главе работы рассматриваются
теоретические подходы к исследованию культуры речевого общения детей дошкольного возраста.

 

 

Для достижения поставленной в начале работы цели, во второй главе описывается экспериментальное исследование влияния культуры речевого общения дошкольников на их социальный статус в группе.

  Экспериментальная работа проводилась с октября 2014 г. по апрель 2015 г., в ГБОУ СОШ №1375, дошкольное отделение № 3, старшая группа детей в количестве 25 человек, где обучение основам культуры речевого общения происходило на речевых занятиях, по стандартной типовой программе обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

— выявить уровни развития навыков культуры речевого общения;

 — выявить статусное положение каждого ребенка в группе;

— дать методические рекомендации по формированию навыков культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста.

   На первом этапе работы были выявлены уровни развития навыков культуры речевого общения и статусное положение каждого ребенка в группе.

Для исследования межличностных отношений мы использовали методику Я.Л. Коломенского «Выбор в действии» и опросник для воспитателей.

Социометрический эксперимент: «Выбор в действии» (разработан Я.Л. Коломенским). Цель: выявить положение каждого ребенка в группе сверстников.

В ходе проведения эксперимента были получены следующие выводы:

1. У детей общее число ожидаемых выборов значительно больше, чем оправдавшихся и этот факт свидетельствует о высоком уровне притязаний  детей группы, которые имеют неблагоприятный статус.

2. В исследуемой группе большинство детей имеет неблагоприятный статус.

3. Значение коэффициента взаимности и построение социограммы на основе вычисленных взаимных выборов дает нам представление о характере отношений, существующих в группе, то есть свидетельствует о разобщенности группы на отдельные группировки по 3 — 2 человека.

4. Наблюдается высокая половая дифференциация в группе (старший дошкольный возраст).

5. Коэффициент удовлетворенности 52%. Определив КУ каждого ребенка группы, мы можем сделать вывод: что дети, которых  выбрали все, или почти все сверстники из числа тех, кого они сами выбирали, имеют почву для  более высокого эмоционального самочувствия, жизнерадостности, чем те дети, которых может быть и выбирают, но совсем не те, к которым они сами стремятся.

6. Индекс изолированности 4%, данную группу можно считать благополучной. В основе мотива выбора у девочек или мальчиков детей своего пола  находятся дружеские отношения, а также проявляется интерес к совместной деятельности с выбираемым ребенком. Мальчики выбирают девочек, исходя из эмоционально положительного отношения к девочке, выделяют внешние качества, проявляют симпатию.

7.  Для данной группы средний показатель коэффициента осознанности отношений равен 30% — у детей общее число ожидаемых выборов значительно больше, чем оправдавшихся и этот факт свидетельствует о высоком уровне притязаний  детей группы, которые имеют неблагоприятный статус.

 

Далее был проведен опрос среди воспитателей. Цель: выявить уровень взаимоотношений детей в экспериментальной группе.

Опросник был составлен нами, исходя из трёх основных категорий взаимоотношений: общение с взрослыми, со сверстником и взаимоотношения в игре.

При проведении опросника для воспитателей мы получили следующие результаты: большинство детей (19 человек) имеют средние результаты. В отношении них воспитатель чаще использовал ответы «иногда», «часто», «редко». Остальные ответы были более выраженные, что свидетельствует о более выраженных взаимоотношениях ребенка.

 

Следующим этапом работы явилось выявление уровня развития навыков культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста.

  Выбранные нами методики проводились в виде игр и занятий небольшими группами по 4 – 5 человек. Каждый ребёнок имел возможность слушать, говорить, рассуждать.

Для определения уровня сформированности навыков культуры речевого общения мы руководствовались представленными критериями оценки – высокий, средний, низкий.

Для выявления уровня знаний этикетных форм обращения была использована авторская методика «Пять речевых ситуаций».

Цель исследования: выявить умения детей старшего дошкольного возраста пользоваться речевым этикетом. Фиксировалось умение ребенка пользоваться речевым этикетом в следующих речевых ситуациях:

1.«Знакомство». 2.«К вам пришли гости». 3.«Принести книгу для чтения с другой группы». 4.«Мини – диалоги» (телефонный разговор, общение в больнице, магазине, парикмахерской). 5.«Спор».

 Количественный анализ результатов проведения диагностической методики («Пять речевых ситуаций») показал, что в группе детей  высокий уровень знаний о КРО составил  16%, средний – 52 %, низкий – 32%.

 

ТОЛЬКО У НАС!

 

Доклад, презентация

без предоплаты

Более 100

бесплатных примеров

Доработки

бесплатно

Срок от 1 часа

до 1 дня

Гарантия

низкой цены

 

Хочу сделать заказ!

 

Качественный анализ результатов. Дети в основном знают простейшие этикетные формулы (прощание, приветствие, извинение). Не видят различия в речевом поведении взрослых и детей, многие не используют обращения на «ВЫ». При обращении с просьбой используют такие слова (дайте, пожалуйста, спасибо). Также трудности были при ведении спора: дети не знали что говорить, перебивали друг друга, говорили на повышенных тонах. Только три ребёнка смогли аргументировано  доказать свою точку зрения, и то с помощью воспитателя. Многие знают правила речевого поведения в общественных местах. Примерно, ¼ группы детей умеет вести мини-диалог, но при этом используют односложные этикетные формулы.

На основе результатов первой методики («Пять речевых ситуаций») мы видим, что дети имеют знания о формах обращения, но они достаточно низкие. В основном дети знают простейшие этикетные формулы приветствия, прощания, извинения, благодарность. Плохо знают правила речевого поведения в общественных местах.

На второй стадии констатирующего этапа мы использовали две методики: «Магазин»  — автор Купина Н.А., «Рукавички» — автор Урунтаева И.О.

 Качественный анализ результатов методик. В группе детей использование этикетных формул  находится на низком уровне, многие дети не использовали этикетные формулы, принятые в определённой речевой ситуации, но были вежливы при общении. При выполнении задания методики «Рукавички» большинство детей так и не смогли сотрудничать вместе,  они спорили по поводу узора на рукавичках и выбора цвета. С заданием справились две пары детей, причём в одной паре дети пришли к обоюдному согласию, а во второй паре один ребёнок согласился с предложением второго. Остальные дети не хотели принимать мнения других, спорили, ругались, говорили на повышенных тонах и в результате у них получились разные рукавички.

  На основе полученных результатов методик «Магазин» и «Рукавички» мы видим, что дети практически  не используют речевые этикетные формулы. В основном, дети нуждаются в подсказке воспитателя, у детей нет навыков самостоятельного употребления форм обращений.

 

Объединив и систематизировав  результаты трёх методик, мы выявили общий уровень знания и самостоятельного использования форм обращения детьми старшего дошкольного возраста.

  Количественный анализ показал, что с высоким уровнем – 20 % детей, средним – 56 %, низким – 24% детей.

Из данных результатов мы видим, что уровень самостоятельного использования форм обращения детьми старшего дошкольного возраста находится на низком уровне, несмотря на то, что дети имеют знания о речевом этикете, но главным показателем  является использование этих знаний в практике речевого общения.

Теперь проанализируем полученные результаты с точки зрения влияния статусного положения в группе сверстников на уровень развития коммуникативных способностей детей. Сопоставляя статусное положение каждого ребенка группы с присущим ему уровнем развития коммуникативных способностей, мы получили следующие результаты.

  • Из общего количества детей I статуса («звезды») 20% (5 человек) детей имеют высокий уровень развития коммуникативных способностей.
  • Из всех детей группы, находящихся во II статусе («предпочитаемые») по 8% детей (по 2 человека) имеют средний уровень развития коммуникативных способностей и 12% высокий уровень развития коммуникативных способностей.
  • Из всех детей III статуса («принятые») 20% детей (5человек) имеют низкий уровень развития коммуникативных способностей, 28% детей (7 человек) имеют средний уровень и 8% детей (2 человека) имеют высокий уровень развития коммуникативных способностей.
  • 1 ребенок, находящийся в IV статусе («не принятые»), имеет низкий уровень развития коммуникативных способностей (4% от общего числа детей).

Таким образом, проведя экспериментальное исследование, мы можем сделать следующие выводы.

  • Во-первых, в группах детей старшего возраста «принятых» детей с высоким и средним уровнем развития коммуникативных способностей на один больше, чем «не принятых», и семь детей имеет низкий уровень развития коммуникативных способностей, а, следовательно, значительное количество детей, принявших участие в экспериментальном исследовании, имеют трудности общения.
  • Во-вторых, в группе детей, принявших участие в экспериментальном исследовании, большинство детей имеет неблагоприятный статус.
  • В-третьих, сопоставляя статусное положение каждого ребенка группы с присущим ему уровнем  развития коммуникативных способностей, мы получили следующие результаты: из детей группы, находящихся на III и IV статусах, большинство имеют низкий и средний уровни развития коммуникативных способностей, несколько детей имеет высокий уровень. Из детей группы, находящиеся на I и II статусах, большинство детей имеет высокий уровень развития коммуникативных способностей, и два ребенка имеет средний уровень развития коммуникативных способностей.

Итак, в ходе экспериментального исследования нам удалось подтвердить нашу гипотезу, что дети с благоприятным положением в группе имеют более высокий уровень развития коммуникативных способностей, чем дети с неблагоприятным социальным статусом в группе.

 

В связи с результатами, полученными на первом (констатирующем) этапе исследования, перед нами встала проблема – повысить уровень развития навыков культуры речевого общения у детей, имеющих неблагоприятный социальный статус в группе. Для решения данной проблемы  необходимо решение следующих задач, а именно:

— ознакомить детей с правилами речевого поведения, этикетными формулами и их использованием в зависимости  от ситуации общения;

— обучать умению контролировать своё речевое поведение в споре, в беседе;

— обучать искусству слушать и поддерживать контакт, культуре общения полов, культуре общения со старшими;

— обучать официальному и неофициальному общению, мини-диалогу;

— учить детей задавать вопросы и отвечать на них при обсуждении различных этикетных ситуаций;

— умение вести себя в общественных местах.

Нами были составлены методические рекомендации по обучению детей культуре речевого общения, в которых мы предлагаем следующую схему работы. Содержательная составляющая распределяется по двум блокам.

 

Первый блок – обучение на занятиях, второй – вне занятий.

В ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с формами обращения при воспитании культуры речевого общения можно использовать занятия, разработанные Ушаковой О.С., Добровой Н.Н, Купиной А.Н., Ладыжинской Т.А. (занятия адаптированы на дошкольный возраст).

С целью обучения формам обращения проводятся занятия на следующие темы:

А) «Учимся вести себя за столом», «Мы идём в театр». Б) «У меня зазвонил телефон», «К Айболиту на приём», «За покупками в магазин». В) «Встреча с инопланетянами», «Улыбнись или  будь серьёзным». Г) «Дело было вечером», «У Миши несчастье».

 

Во втором блоке заданий организуется работа по обучению формам обращения вне занятий через дидактические игры, с помощью которых происходит закрепление приобретённых знаний на занятиях. Проводится работа по учению этикетных формул в процессе свободной деятельности детей. Так как дети постоянно находятся под наблюдением педагога, он видит и слышит, как дети общаются, и поэтому направляет их деятельность таким образом, чтобы они не забывали о культуре речевого общения в процессе игры, на улице, общественных местах. Вне занятий педагог может использовать также метод беседы, приёмы приучения, упражнения, пример взрослого, других детей, сказочных персонажей.

 

Своевременная работа по воспитанию дружеских взаимоотношений в детском коллективе, культуре ведения диалога позволяет улучшить психологический климат, а так же взаимоотношения между детьми.

 

Таким образом, Цель работы — изучение влияния культуры речевого общения на  социальный статус детей в группе старшего дошкольного возраста – достигнута.

Спасибо за внимание! Доклад окончен.

 

Мне тоже нужен хороший доклад!