Представляем Вашему вниманию бесплатный образец доклада к диплому на тему «Психолого-педагогическое сопровождение адаптации младших школьников».
Слайд 1
Здравствуйте, уважаемые члены аттестационной комиссии!
Тема моей ВКР – «Психолого-педагогическое сопровождение адаптации младших школьников к обучению в условиях перехода в среднее звено школы».
Актуальность исследования. Переход из начальной школы в среднюю является сложным, но при правильной организации он может способствовать психологическому, социальному росту ребенка, в ином случае — может стать болезненным процессом приспособления, привыкания.
Слайд 2
Цель работы — раскрыть особенности психолого-педагогического сопровождения в период адаптации младших школьников к обучению в среднем звене.
Задачи данной работы Вы можете увидеть на данном слайде.
Слайд 3
Социальная адаптация включает:
- Адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя;
- Успешное общение и адекватные отношения с окружающими;
- Способность к труду, обучению и организации досуга и отдыха;
- Способность к самообслуживанию и самоорганизации;
- Изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями.
Слайд 4
На основании теоретического анализа изучаемой проблемы и для выполнения цели и задач исследования была разработана поэтапная программа изучения уровня адаптации первоклассников к школе по содержательным компонентам, описанным в I главе работы.
Экспериментальной базой исследования является Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Каргалинская гимназия» Чистопольского муниципального района РТ. В исследовании принимали участие пятиклассники двух классов:
Экспериментальная группа – 17 человек, ученики 5а класса;
Контрольная группа – 17 человек, ученики 5б класса.
Испытуемые являются учениками одной параллели классов, одинакового возраста, обучаются в одной образовательной среде по ФГОС программе «Школа России».
Этапы исследования психолого-педагогического сопровождения адаптации младших школьников к обучению в условиях перехода в среднее звено школы представлены в таблице на слайде.
Слайд 5
Уровни физиологической адаптации учащихся на констатирующем этапе, в % — на слайде.
С учетом того, что на физиологическое состояние организма влияют эмоции, которые испытывает ребенок в школе, родители оценивали эмоциональное состояние ребенка дома, его впечатления, отношения с учителем и учениками. Положительное отношение отметили 72,4% родителей экспериментальной группы и 81,7% родителей контрольной группы. Следовательно, эмоциональная адаптация учащихся обеих групп проходит в пределах нормы. Остальным ученикам (28,6% детей экспериментальной группы и 18,3% детей контрольной группы) необходима помощь школьного педагога-психолога.
Слайд 6
Подводя итог изучению эмоционального компонента адаптации к обучению в условиях перехода в среднее звено школы можно утверждать, что положительное эмоциональное отношение к объектам школьной жизни испытывают 66,3% детей экспериментальной группы и 78% детей контрольной группы. Отрицательное эмоциональное отношение к объектам школьной жизни выявлено у 16,2% детей экспериментальной группы и 6,6% детей контрольной группы. Не могут выразить свое отношение 17,5% детей экспериментальной группы и 15,4% детей контрольной группы (рис.на слайде).
Слайд 7
Проанализируем результаты когнитивной и поведенческой адаптации, полученные в ходе экспертного опроса учителя. Оценим когнитивную адаптацию – рисунок на слайде.
Значит, большинство детей в обеих группах активно работают на уроках, часто поднимают руку, отвечают правильно, безошибочно выполняют учебные задания или имеются единичные ошибки. К учителю проявляют дружелюбие, часто с ним общаются, дорожат хорошим мнением учителя о себе, стремятся выполнять его требования, старательно выполняют требования учителя, но за помощью часто обращаются к одноклассникам.
Слайд 8
Проанализируем поведенческую адаптацию.
Значит, на основании рис. на слайде можно утверждать, что у большинства детей в обеих группах имеется высокий уровень поведенческой адаптации, они добросовестно выполняют все требования учителя, правила и нормы поведения в школе, дисциплинированны, но иногда отвлекаются на уроках; охотно участвуют в делах класса; общительны, легко контактируют между собой, проявляют инициативу в играх на переменах, легко вступают в контакт. Частичная поведенческая дезадаптация выявлена у 8,7% детей экспериментальной группы и 17,6% детей контрольной группы.
ТОЛЬКО У НАС!
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Доклад, презентация
без предоплаты |
Более 100
или напишите нам прямо сейчас Написать в WhatsAppбесплатных примеров |
Доработки
бесплатно |
Срок от 1 часа
до 1 дня |
Гарантия
низкой цены |
Хочу сделать заказ! |
Слайд 9
Для каждого из шести мотивов подсчитывался процент детей, у которых этот мотив встретился хотя бы в одном выборе. Подсчитали количество детей по преобладающему мотиву и полученные данные оформили в таблицу – на слайде.
На основании таблицы можно сделать вывод, что в обеих группах доминирующей является учебная мотивация (67,2% и 54,7% соответственно). На втором месте в рейтинге – социальная мотивация (34,5% и 28,4% соответственно), что объясняется новообразованием возраста – сменой социальной позиции. У испытуемых обеих групп присутствуют и другие мотивы: желание получать хорошие оценки, чтобы за них хвалили, новые интересные задания, друзья, внешняя атрибутика школьного обучения. Частичное отсутствие мотивационно-смысловой адаптации выявлена у 6,5% детей экспериментальной группы и 8,9% детей контрольной группы, которые воспринимают школу как игру и руководствуются только игровыми мотивами.
Можно утверждать, что эти дети нуждаются в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога.
Слайд 10
Основываясь на результатах проведенного исследования, перечислим основные принципы психокоррекции школьной адаптации:
- Комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и коррекции;
- Учет возрастных индивидуально-личностных особенностей ребенка и специфики социально-педагогической ситуации развития ребенка;
- Единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов.
Слайд 11
Уровни физиологической адаптации учащихся к обучению в условиях перехода в среднее звено школы на контрольном этапе, в % -рисунок на слайде.
Динамика в формировании адаптационных физиологических механизмов в контрольной группе составляет 19,5%, а в экспериментальной – 34,1%, что существенно выше.
Слайд 12
После проведенной коррекционно-развивающей работы когнитивная адаптация составляет: в контрольной группе высокий уровень – 74,6% детей; средний уровень – 25,4% детей; низкий уровень – не выявлен; в экспериментальной группе высокий уровень – 94,2% детей; средний уровень – 5,8 % детей; низкий уровень – не выявлен (рис.на слайде).
Значит, на основании рис.7 можно утверждать, что большинство детей активно работают на уроке, успешно усваивают учебный материал.
Можно утверждать, что динамика составляет 20% в экспериментальной группе и 6,8% в контрольной группе.
Слайд 13
Поведенческая адаптация учащихся к обучению в условиях перехода в среднее звено школы на контрольном этапе, в % — рис. на слайде.
Значит, большинство детей в обеих группах выполняют все школьные требования, соблюдают правила поведения в школе.
Динамика составляет 8,7% в экспериментальной группе и 5,2% в контрольной группе.
Слайд 14
В ходе повторной диагностики школьной мотивации учащихся к обучению в условиях перехода в среднее звено школы были получены результаты, представленные в табл.на слайде.
На основании табл. можно утверждать, что в обеих группах доминирующей осталась учебная мотивация, увеличилось и количество детей (динамика составила 7,4% и 31,5% соответственно). На втором месте – социальная мотивация (динамика составила 7,8% и 4,2% соответственно).
Динамика в показателях мотивационно-смысловой адаптации составила 3,6% в экспериментальной группе и 2,5% в контрольной группе.
Проведенная нами коррекционно-развивающая работа с детьми, психопросветительская работа с родителями и педагогами является эффективной. Выдвинутая нами гипотеза, на основе первичных данных и сравнения результатов 1 и 3 этапов эксперимента, подтвердилась.
Слайд 15
В итоге работы были сделаны следующие выводы:
- Адаптация к школе имеет два взаимопроникающих уровня — био-логический и психологический.
- Основными психологическими критериями перехода детей в среднее звено обучения являются произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, внутреннее опосредование, которое происходит благодаря освоению системы понятий, осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности.
- Социальная адаптация к обучению в условиях перехода в среднее звено школы – это образование адекватных механизмов приспособления ребенка к школе, и форма активного усвоения знаний и навыков поведения, безконфликтных отношений в личностном развитии.
Таким образом, Цель работы достигнута.
Спасибо за внимание! Доклад окончен.
Мне тоже нужен хороший доклад! |