+7 (499) 403-1034 бесплатный звонок по России

Главная » Бесплатные образцы » Дипломный доклад Анализ правового регулирования публичного договора

Дипломный доклад Анализ правового регулирования публичного договора

Представляем Вашему вниманию бесплатный образец доклада к диплому на тему «Анализ правового регулирования публичного договора».

 

Здравствуйте, уважаемые члены аттестационной комиссии!

Тема моей выпускной квалификационной работы – ТЕМА

 

Актуальность исследования объясняется тем, что с подписанием 18 июля 2008 года Президентом РФ Д.А. Медведевым Указа № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» начался новый этап развития российского гражданского законодательства, заключающийся во внесении значительных изменений во все четыре части ГК РФ.

 

Целью настоящего исследования является анализ правового регулирования публичного договора. Для достижения указанной цели автором исследования были поставлены следующие задачи:

1) изучение понятия и признаков публичного договора,

2) установление круга субъектов публичного договора;

3) изучение правового регулирования цены и других условий публичного договора;

4) изучение особенностей заключения, изменения и расторжения публичных договоров;

5) регулирование преддоговорных споров при заключении публичных договоров.

 

В первой главе работы рассматриваются Общие положения публичного договора, Понятие и признаки публичного договора, Субъекты, Цена и иные условия публичного договора

Анализ проведенный в первой главе показал, что на основании анализа статьи 426 ГК РФ публичный договор в гражданском праве – это определенная группа гражданско-правовых договоров, объединенных общими признаками, позволяющими охарактеризовать такой договор как обязательный к заключению и предусматривающий равные условия для потребителей.

Оценивать договор на предмет его публичности, если это его свойство прямо не закреплено в законе как в приведенных примерах, следует, прежде всего, исходя из характеристики участвующих в нем лиц — их статуса, целей, которые участники договора преследуют, заключая договор, иных характеристик, позволяющих ответить на вопрос, равны ли стороны в заключаемом договоре или одна из сторон слабее.

 Для решения вопроса о том, следует ли в таком договоре ограничивать принцип свободы путем применения норм о публичности в целях защиты слабой стороны, руководствоваться следует также и оценкой условий и целей участия лица в гражданском обороте в целом и в каждой конкретной сделке, в частности, оценке того, является ли оно «случайным» или «профессиональным» участником торговых отношений, в которые он вступает, являются ли для него такие сделки типичными и каждодневными. Если да, то такого участника никак нельзя назвать слабой стороной договора, и оснований для предоставления ему дополнительных гарантий, закрепленных в статье 426 ГК РФ, не имеется. Указанное, полагаем, в полной мере относится к обеим сторонам договора.

Цена в публичном договоре представляет собой один из его признаков и императивно установленный механизм защиты экономически более слабой стороны публичного договора. Он преследует своей целью не допустить злоупотребление коммерческой организацией правом на свободу договора в части установления цены. Произвольное ее увеличение или, наоборот, снижение для разных категорий потребителей свидетельствовало бы об их дискриминации в гражданском обороте. Закрепленное в законе положение о возможности установления льгот для отдельных категорий потребителей отнесено только лишь на волю органов публично-правовых образований, которые реализуют свои полномочия в основном для предоставления дополнительных социальных гарантий социально незащищенным категориям потребителей.

 

ТОЛЬКО У НАС!

 

Доклад, презентация

без предоплаты

Более 100

бесплатных примеров

Доработки

бесплатно

Срок от 1 часа

до 1 дня

Гарантия

низкой цены

 

Хочу сделать заказ!

 

Во второй главе рассматривается процедура заключения, изменения и расторжения публичного договора, анализируются преддоговорные споры.

На основании части 3 статьи 426 ГК РФ отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается. При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 ГК РФ.

 

Из содержания приведенной нормы следуют несколько выводов.

Во-первых, публичный договор предполагает право потребителя на получение интересующих его товаров, работ или  услуг, корреспондирующее обязанности коммерческой организации такие товары, работы, услуги предоставить.

Во-вторых, публичный договор предполагает запрет коммерческой организации на отказ от заключения публичного договора с потребителем, за одним единственным исключением, когда отсутствует объективная возможность предоставить потребителю заявленные товары, выполнить работы или услуги.

В-третьих, необоснованный отказ коммерческой организации от заключения публичного договора влечет принуждение ее к тому на основании вступившего в законную силу решения суда.

 

Оценивая в целом практику применения нормы части 3 статьи 426 ГК РФ во взаимосвязи с ее судебным толкованием высшими судами, следует отметить, что она стремится к балансу интересов сторон публичного договора, к защите слабой его стороны – потребителя, не допуская при этом злоупотреблений с его стороны, хотя не всеми учеными это воспринимается положительно: «материально-правовые нормы о публичном договоре пока не могут работать в полную меру своего нешуточного потенциала. И причина этого в том, что процессуальные меры, имеющиеся в арсенале гражданского процессуального права РФ, не дают им возможности развернуться в полную силу».

 

Статьей 446 ГК РФ установлено правило об определении решением суда условий договора, по которым у сторон имелись разногласия, в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон. Однако, принимая во внимание установление части 2 статьи 426 ГК РФ о равенстве условий публичного договора для всех потребителей, возможность преддоговорных споров при заключении публичного договора исключается, в связи с чем налицо противоречие двух приведенных норм.

Разрешение данного противоречия имеет практический интерес, поскольку признание в публичном договоре того или иного условия как ставящего потребителей в неравные условия с остальными влечет признание ничтожным этого условия или всего договора в целом.

 

Статья 426 ГК РФ, регулирующая публичный договор, не содержит каких-либо изъятий относительно изменения и расторжения данного типа договоров, из чего можно было бы сделать вывод о применении к публичным договорам общих норм об изменении и расторжении, установленных главой 29 ГК РФ, как и к любым другим договорам.

 

Для совершенствования законоположений о публичном договоре и устранения пробелов и коллизий в его регулировании предлагается внести следующие изменения в статью 421 ГК РФ:

— в части субъектного состава публичного договора необходимо расширить круг его участников, указав вместо коммерческой организации любое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг, а вместо потребителя – любое лицо, покупающее товары, заказывающее работы или услуги;

— исключение из текста нормы перечисления некоторых видов публичных договоров (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.), поскольку их круг значительно шире, а перечисление некоторых их них не является исчерпывающим, а только вводит в заблуждение правоприменителя;

— в части цены публичного договора уточнить норму, указав, что цена публичного договора устанавливается одинаковой для потребителей соответствующей категории;

— дополнить нормой о недопустимости злоупотребления потребителем своими правами при заключении и исполнении публичного договора, перечислив конкретные признаки такого злоупотребления, например, неуплата по договору.

 

В ходе подготовки работы были решены следующие задачи:

1) изучено понятие и признаки публичного договора,

2) установлен круг субъектов публичного договора;

3) изучено правовое регулирование цены и других условий публичного договора;

4) изучены особенности заключения, изменения и расторжения публичных договоров;

5) рассмотрено регулирование преддоговорных споров при заключении публичных договоров.

 

Цель исследования — анализ правового регулирования публичного договора – достигнута.

 

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

 

Мне тоже нужен хороший доклад!