+7 (499) 403-1034 бесплатный звонок по России

ОТ ТЕСТА ДО ЗАЩИТЫ ДИПЛОМА

Помощь с дистанционным обучением, Сессия под ключ, Материалы для защиты диплома (ВКР)

Главная » Бесплатные образцы » Дипломный доклад Особенности и пути формирования лексикона у дошкольников с ОНР

Дипломный доклад Особенности и пути формирования лексикона у дошкольников с ОНР

Представляем Вашему вниманию бесплатный образец доклада к диплому на тему «Особенности и пути формирования лексикона у дошкольников с ОНР».

 

Уважаемый председатель и члены государственной аттестационной комиссии. Представляю Вашему выниманию магистерскую диссертацию на тему «Особенности и пути формирования лексикона у дошкольников с   ОНР»

Актуальность нашей магистерской диссертации обусловлена тем, что в последние годы стремительно возрастает количество дошкольников с общим недоразвитием речи. Формированние лексикона у детей данной категории позволяет развить их познавательную деятельность, речь и мышление. Сформированность лексической системы языка необходима для овладения чтением, письмом и счетом. Словарный запас позволяет развить языковую компетенцию и речевую коммуникацию ребенка в целом.

 

 

Позвольте не останавливаться на освещении междисциплинарного подхода к данной проблематике, а также на теоретических и методических основах проведенного нами исследования.  

В ходе констатирующего эксперимента мы обследовали лексикон 10 детей старшего дошкольного возраста 5,5 — 6 лет с ОНР (III уровня речевого развития, неосложненного генеза), контрольную группу составили 10 детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием. Исследование проходило на базе МДОУ д/с «Солнышко» и «Дружба» г. Пыталово, Псковской области. Мы отобрали приемы и методы исследования лексикона, описанных в работах Н. В. Серебряковой и Р.Е. Лалаевой.

Объектом исследования является особенности лексикона у дошкольников с ОНР.

Предметом исследования является систематическая и дифференцированная логопедическая работа по формированию лексикона у дошкольников с ОНР.

Целью исследования: выявление сформированности лексикона у дошкольников с ОНР и определение оптимальных путей логопедической работы по формированию лексикона у детей данной категории.

   Для достижения цели нами были выдвинуты следующие задачи:

  1. Проанализировать и охарактеризовать современные подходы к решению проблемы изучения и коррекции лексической стороны речи у дошкольников с ОНР;
  2. Подобрать методику диагностики, направленную на оценку состояния имен существительных, глаголов, имен прилагательных, семантики слов у дошкольников с ОНР;
  3. В процессе исследования выявить особенности овладения лексиконом дошкольников с ОНР и сравнить их с дошкольниками с нормальным речевым развитием;
  4. Определить симптоматику и механизмы недостатков усвоения лексикона у дошкольников с ОНР;
  5. Провести логопедическую работу по формированию лексикона детей экспериментальной группы.

Гипотеза исследования: у разных подгрупп дошкольников с ОНР, III уровня речевого развития имеют место разные сочетания недоразвития семантической структуры слов, трудностей  установления синтагматических и парадигматических связей, несовершенства операций поиска из ядра и периферии семантического поля, а также актуализации слов. Применение систематической, целенаправленной и дифференцированной логопедической работы, использование разных видов моделирования: наглядные, словесные, практические, будет оптимизировать усвоение лексической системности детьми данной категории.

Задания методики констатирующего эксперимента включали в себя:

  • Задания на исследование объема и качества активного словаря. В них входили задания на исследование активного словаря имен существительных, глаголов, имен прилагательных;
  • Задания на исследование семантической структуры слова. В них входили задания на исследование: умения объяснения значения слов различных частей речи (имен существительных, глаголов, имен прилагательных), умения подбирать антонимы к словам, исследование операций классификаций.

Констатирующий эксперимент показал, что у дошкольников с общим недоразвитием речи имеют место количественные и качественные особенности становления лексикона по сравнению с нормальным речевым развитием. Результаты группы детей с ОНР объясняются, тем, что семантическое поле структурно недостаточно организовано, процесс выделения его ядра и периферии еще только начался. Однако у детей с нормальным речевым развитием проявляются потенциальные возможности этой дифференциации, у детей же с ОНР признаки дифференциации семантического поля отсутствуют.

В презентации количественные данные представлены в таблицах.?

Анализ полученных результатов позволил выделить следующие подгруппы детей.

В первую подгруппу вошло трое детей, у которых наблюдалась недостаточная сформированность лексической стороны детей данной подгруппы. Наиболее трудными для них оказались задания в подборе антонимов,  задания на объяснение значения слова. Результаты данной группы можно объяснить тем, что структура дефекта у них имеет неосложненный генез.

Во вторую подгруппу вошли двое детей с ОНР, у  которых наименее сформирован словарь прилагательных и глаголов по сравнению с объемом существительных. У детей данной группы структурно не оформлены семантические поля. Наблюдались трудности классификации, подбора антонимов. Это было связано с деструктивностью парадигматических ассоциаций, трудностями операций классификации и обобщения.

В третью подгруппу вошли пятеро дошкольников с ОНР. У детей отмечался недостаточный объём активного словаря, малый объем семантического поля, несформированность ядра периферии семанического поля, преобладание денотативного компонента семантической структуры слова. У детей данной группы отмечался недостаточный объем словаря, наблюдались трудности в подборе антонимов, трудности операций классификаций и общения, умения объяснять значения слов. У данной группы детей отмечалось усвоение имён существительных, в то время как словарь имён прилагательных и глаголов представляет особую сложность. Осложненный вариант ОНР, нарушения познавательной деятельности, обусловленных речевым дефектом.

На основе положений и обобщения результатов проведенного эксперимента были определены направления логопедической работы для каждой из подгрупп. Работа проводится поэтапно.

 

ТОЛЬКО У НАС!

 

Доклад, презентация

без предоплаты

Более 100

бесплатных примеров

Доработки

бесплатно

Срок от 1 часа

до 1 дня

Гарантия

низкой цены

 

Хочу сделать заказ!

 

Индивидуальные направления логопедической работы включали:

   — для детей первой подгруппы проводились задания и упражнения по обогащению антонимов и развития умения объяснять значения слов различных частей речи. Развитие лексической системности строится на основе усвоения структуры слова, овладения парадигматическими связями слов, организации семантических полей по различным признакам. Проводится группировка, в которой объединяются слова по тематическим признакам. В дальнейшем осуществляется дифференциация слов внутри семантического поля, установление парадигматических связей на основе противопоставления, аналогии. При овладении новым словом оно вводится в определенное семантическое поле, уточняются его связи с другими словами данного семантического поля.  Это необходимо для того, чтобы сформировать у детей системные отношения между лексическими единицами

                  — с детьми второй подгруппы проводилась работа по обогащению словаря глаголов и прилагательных, упражнения на развитие операций классификаций и обобщения, задания на подбор антонимов к словам и на развитие умения объяснять значения слов. Расширение объема словаря имен прилагательных осуществляется параллельно с развитием представлений о цвете, величине, форме, признаках, высоты, толщины, на основе умения сравнивать предметы по различным признакам. Обогащение глагольного словаря проводится в следующей последовательности: продуктивные глаголы, обозначающие движения, состояния человека, движения животных, далее закрепляется глагольный словарь по темам: «Кто (или что) какие звуки издает?», «Кто что делает?» (параллельно с уточнением названий профессий людей). В процессе работы над прилагательными и глаголами большое внимание уделяется их закреплению в словосочетаниях, предложениях, тексте.

    — с детьми третьей подгруппы проводились задания по развитию словаря всех частей речи (имен существительных, глаголов, имен прилагательных), особенно прилагательных и глаголов, так как усвоение в данной группе представляло особую сложность. Выполнять упражнения по развитию антонимии, операций классификаций и обобщения, задания на умение объяснять значения различных частей речи. Логопедическая работа по расширению объема словаря включает уточнение значения слов, имеющихся в пассивном словаре, и актуализацию их в самостоятельной речи, овладение новыми словами, прежде всего глаголами, прилагательными, а также существительными. В  логопедической работе по расширению словаря существительных особое внимание уделяется усвоению обобщающих понятий, слов. Обозначающих части тела, предметов, а также тем словам, которые вызывали при исследовании лексикона трудности у детей с ОНР (например: клен, осина, василек и т.д.). Работа по расширению объема словаря прилагательных и глаголов, по умению объяснения значения слов проводится аналогично, как для детей первой и второй подгрупп.

Общие направления логопедической работы (для всех подгрупп) включали в себя следующие виды упражнений:

  • развитие антонимии – данная работа направлена на обучение детей сопоставлять предметы и явления окружающего мира. Работа начинается с простых антонимов с постепенным переходом к более сложным моделям;
  • развитие умения объяснять значения слов частей речи. Например, показ и называние нового предмета (и его признаков) или действий, должен сопровождаться пояснением, которое помогает понять сущность предмета. Новое слово обязательно проговаривается на занятиях, для лучшего понимания включается в знакомый ребенку контекст. Далее проводятся различные упражнения на закрепления его правильного произношения и употребления.

        Эффективность логопедической работы по формированию лексикона дошкольников с ОНР достигается путем реализации структурного подхода, целенаправленным дифференцированным воздействием с учетом общих и специфических особенностей развития лексикона при ОНР; на основе формирования компонентов структуры значения слова, развития и закрепления системных связей, формирования семантических полей.

     Таким образом, полученные результаты исследования обосновано показали, что словарный запас детей с ОНР по количеству и качеству отстает от возрастной нормы. В лексиконе дошкольников с ОНР имеют место разное сочетание недоразвития семантической структуры слов, трудностей установления синтагматических и парадигматических связей, несовершенства операций поиска из ядра и периферии семантического поля, а также актуализации слов. Применение систематической, целенаправленной и дифференцированной логопедической работы будет оптимизировать усвоение лексикона детьми данной категории.

 

Спасибо за внимание!

 

Мне тоже нужен хороший доклад!