+7 (499) 403-1034 бесплатный звонок по России

ОТ ТЕСТА ДО ЗАЩИТЫ ДИПЛОМА

Помощь с дистанционным обучением, Сессия под ключ, Материалы для защиты диплома (ВКР)

Главная » Бесплатные образцы » Дипломный доклад Особенности игры младших дошкольников с общим недоразвитием речи

Дипломный доклад Особенности игры младших дошкольников с общим недоразвитием речи

Представляем Вашему вниманию бесплатный образец доклада к диплому на тему «Особенности игры младших дошкольников с общим недоразвитием речи».

 

1 слайд.

Тема моей дипломной работы – Особенности игры младших дошкольников с общим недоразвитием речи

Актуальность исследования. Речь — бесценный дар природы человеку, через речь осуществляется взаимодействие людей. Только человек обладает счастливой возможностью рассказать о своих чувствах, поделиться мыслями, передать интересную информацию, прочитать стихотворение.\

 

2 слайд.

Цель исследования: выявить специфические особенности сюжетно-ролевой игры у детей с речевыми нарушениями.

 

 

Объект исследования: сюжетно-ролевая игра у младших  дошкольников.

Предмет исследования: особенности сюжетно-ролевой игры у детей с речевыми нарушениями.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть генезис сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте.

2. Охарактеризовать психическое развитие дошкольников с речевыми нарушениями.

3. Рассмотреть особенности игровой деятельности дошкольников с речевыми нарушениями.

4. Определить ход и методику констатирующего эксперимента по исследованию сюжетно-ролевой игры у детей с речевыми нарушениями.

5. Сделать выводы относительно особенностей развития сюжетно-ролевой игры у детей с речевыми нарушениями.

6. Сформулировать рекомендации по развитию сюжетно-ролевой игры у  младших дошкольников с речевыми нарушениями.

Гипотеза исследования: сюжетно-ролевая игра младших дошкольников с речевыми нарушениями характеризуется низким уровнем развития, в игре дошкольники пассивны, неуверенны, для организации игры требуется значительная помощь взрослого.

 

3 слайд.

Способность общаться, познавать мир, способность планировать свои действия формируется у ребенка по мере развития его мозга, но сам процесс развития в большой степени зависит от тренировки, т. е. от постоянного реагирования на уже усвоенные им слова.(Федоренко Л.П, Фомичева Г.А., Лотарев В.К.)

Развитие речи происходит в игре. По мнению педагогов и психологов, наибольшим развивающим эффектом обладает сюжетно-ролевая игра. В течение всего дошкольного детства игра составляет важное условие развития психики и личности ребенка. От того, как взрослый организует этот первый вид деятельности ребенка зависит успешность формирования личности ребенка.

На протяжении дошкольного детства ребенок овладевает такими разновидностями игры, как предметно — манипулятивная ( 1-3 года ), сюжетно — ролевая ( 3-7 лет), конструктивная, строительная, дидактическая, подвижная, игра с правилами.

 

Предпосылки предметно — манипулятивной игры состоят в раннем детском  возрасте на основе развития у ребенка манипуляций с предметами и познавательных мотивов.

 

Сюжетно-ролевая игра это прежде всего деятельность, игровая и учебная одновременно. В игре ребенок испытывает внутреннее ощущение свободы, это состояние связано со спецификой сюжетно-ролевой игры – действием с воображаемой ситуацией.

 

К старшему дошкольному возрасту, игра становится совместным видом деятельности дошкольников. Как правило, дети включены в игровые объединения, от двух до 4-5 человек, которые становятся устойчивыми по составу.

 

4 слайд

Полноценное развитие ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Нарушения речи отрицательно влияют на развитие ребенка, негативно отражаются на его деятельности.

Дошкольный возраст имеет особо важное значение для развития психики и формирования личности ребенка. В первые три года своей жизни малыш с помощью взрослого познает мир, начинает понимать назначение предметов; в это время закладывается основа будущих черт характера и способностей ребенка, формируется отношение к себе и окружающему миру, интенсивно развивается речь.

В логопедии установлена так называемая норма развития речевых навыков. В год ребенок должен говорить 10 слов, в два года — 200-300 слов, в три — от 500 до тысячи, употребляя правильные грамматические конструкции. Письменная речь начинает развиваться в 6-7 лет.

Доказано, что речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребёнка с окружающими, на формировании его самосознания и самооценки. несформированность средств общения может стать причиной конфликтных отношений с ровесниками.

Среди особенностей дошкольников с речевыми нарушениями выделяют:

  • заниженной самооценке,
  • коммуникативных нарушениях,
  • проявлениях тревожности
  • агрессивности

В зависимости от уровня коммуникативных нарушений и отношения к речевому дефекту дошкольники с нарушениями речи делятся на три группы:

1)                  Дети с не грубым речевым дефектом.

2)                  Дети, у которых возникают трудности в процессе установления контакта с окружающими, они не стремятся к общению, избегают ситуаций, в которых нужно применять речь.

3)                  Дети, у которых наблюдается речевой негативизм — они отказываются общаться, замкнуты.

 

ТОЛЬКО У НАС!

 

Доклад, презентация

без предоплаты

Более 100

бесплатных примеров

Доработки

бесплатно

Срок от 1 часа

до 1 дня

Гарантия

низкой цены

 

Хочу сделать заказ!

 

5 слайд.

С целью подтверждения или опровежения гипотезы о том, что «сюжетно-ролевая игра дошкольников с речевыми нарушениями характеризуется низким уровнем развития, в игре дошкольники пассивны, неуверенны, для организации игры требуется значительная помощь взрослого» был  проведен констатирующий эксперимент.

Цель исследования: выявить специфические особенности сюжетно-ролевой игры у детей с речевыми нарушениями (ОНР).

Объект исследования: сюжетно-ролевая игра у младших дошкольников.

Предмет исследования: особенности сюжетно-ролевой игры у детей с речевыми нарушениями.

Задачи эмпирического исследования:

Экспериментально изучить особенности игровой деятельности у младших дошкольников с ОНР и выявить уровни развития игры.

Сделать  вывод о особенностях сюжетно-ролевой игры младших дошкольников с ОНР.

Разработать психолого-педагогические рекомендации по формированию игровой деятельности у дошкольников с ОНР.

В исследовании принимали участие 11 дошкольников с ОНР, возраст 3-4года.

Для сравнительного анализа нами была проведена диагностика поведения дошкольников, не имеющих отклонений в речевом развитии –НПР (16 человек, возраст 3-4 года).

 

6 слайд.

Эксперимент проводился в 2 этапа.

На первом этапе была проведена методика  Е.А. Стребелевой «Индивидуальная игра», методика ГаврилушкинойО.П. «Пакет методик для диагностики психического развития детей младшего дошкольного возраста»;

На 2 этапе «Уровни развития сюжетно-ролевой игры» по Эльконину Д.Б.

 

7 слайд.

На слайде представлен сравнительный анализ уровней сформированности индивидуальной (самостоятельной) сюжетно-ролевой игры у детей 3-4 лет с ОНР и НПР .

Результаты «Индивидуальная ролевая игры» получились следующие:

  • у 9% детей с — IV уровень сформированности индивидуальной сюжетно-ролевой игры . Мальчик сопровождал свою игру с куклой с яркой репликой: «Сначала мы ее покормим. Она голодная. А потом я свожу ее погулять».
  • У 55% — II уровень сформированности индивидуальной сюжетно-ролевой игры, они справились с заданием по методике «Индивидуальная ролевая игра более успешно. Дошкольники проявляли и довольно долгое время удерживали интерес к игрушкам (девочки долго играли с колясками и куклами, мальчики с интересом играли с игрушечным компьютером).
  • 27% — проявили большой интерес, быстро нашли себе игрушку, в игре содержался простой сюжет, девочка готовила суп, сначала достала кастрюлю, потом поочередно складывала в нее кубики (овощи).
  •  9% участников исследования (то есть 1 ребёнок) справился лишь на самом элементарном уровне (I уровень). Испытуемый ограничился лишь на поверхностным интересом к игрушкам, совершал с ними некоторые последовательные манипуляции.

Проанализировав результаты эксперимента в группе с НПР, мы пришли к выводу:

  • что 60 % детей  справились удачно с заданием – III уровень.
  • 31 % справились с заданием превосходно – IV уровень.
  • у 13 % детей — II уровень.

Итак, сравнительное обследование испытуемых с помощью методики «Индивидуальная ролевая игра» показало, что ведущий для дошкольного возраста вид деятельности у детей с речевыми нарушениями не сформирован, что выражается, прежде всего, в отсутствии организационного этапа самостоятельной игры, а так же и её сюжета и даже элементарного речевого сопровождения.

 

8 слайд.

По методике Гаврилушкиной О.П. получены следующие результаты.

  • У большей части детей с ОНР низкий уровень развития сюжетно-ролевой игры (45%),
  • примерно у трети детей – средний уровень развития сюжетно-ролевой игры (36%),
  • лишь у 18 % детей отмечен высокий уровень развития сюжетно-ролевой игры.

В группе детей, не имеющих речевых нарушений другая картина:

  • у половины детей средний уровень развития сюжетно-ролевой игры (50%),
  • у трети детей выявлен высокий уровень сюжетно-ролевой игры (36%),
  • лишь у 12 % детей низкий уровень развития сюжетно ролевой игры.

Наглядно результаты методики представлены на слайде.

 

9 слайд.

На втором этапе исследования проводилась методика «Уровни развития сюжетно-ролевой игры» по Д.Б. Эльконину, и в рамках диагностического эксперимента использовалась для выявления уровней развития сюжетно-ролевой игры у детей 3-4лет с ОНР. Количественные показатели представлены на слайде.

В ходе проведения  методики получили следующие результаты:

  • у 63% — I уровень развития сюжетно-ролевой игры. Действия однообразны, игра ограничена только актами кормления, порядок обеда не является существенным.    
  • У 27% — II уровень развития сюжетно-ролевой игры.  Ребята соотносили свои действия реальным, («Сначала надо погулять, а потом ложиться спать»). Кормление связывалось с приготовлением и подачей пищи на стол. 
  • У 9 % — III уровень развития сюжетно-ролевой игры

 

В группе детей с НПР экспериментальное исследование прошло  успешнее, чем в группе с речевыми нарушениями.

  • у 56 % — III уровень развития сюжетно-ролевой игры.
  • У 31 % — II уровень развития игры.
  • 2 девочки из группы отлично справились с заданиями – был выявлен IV уровень.

 

Таким образом, большинство младших дошкольников с ОНР отмечаются низким уровнем сформированности принятия роли в игре. Дети безынициативны, не справляются с главной ролью. Отношение к правилам игры у большинства детей экспериментальной группы сформировано недостаточно, т.е. правила не выполняются.

Проведенное экспериментальное исследование и сравнительный анализ позволяют утверждать, что, действительно, игровая деятельность дошкольников с ОНР сформирована значительно хуже, чем у их здоровых сверстников.

 

10 слайд.

В целом для детей с ОНР характерны признаки отставания в овладении игрой в дошкольном возрасте:

  • Слабо выраженное отношение к кукле как к живому ребенку (неактивно использует «заглядывание» в глазки, поглаживание, поцелуи, обращения и пр.)
  • несформированность потребности в сверстнике в качестве делового и игрового партнера.
  • Затруднения в использовании предметов-заместителей.
  • Бедность игровых цепочек, их нелогичность, несоответствие реальной последовательности.
  • Снижение коммуникативной активности в игре, очень редкие обращения к партнеру.
  • Низкая речевая активность в ходе игры.
  • Наличие манипуляций с игрушками.

 

11 слайд.

Эмпирическое исследование показало достаточно низкий уровень сформированности сюжетно-ролевой игры у дошкольников 3-4 лет с речевыми нарушениями.

Для коррекции выявленных недостатков необходима целенаправленная систематическая развивающая работа. Ведущая роль конечно принадлежит воспитателю детского сада и родителям ребенка с речевыми нарушениями. Родителям и педагогам дошкольных образовательных учреждений необходимо позаботится, чтобы ребенок пришел в школу с уже хорошо развитой речью.

Рекомендации с целью развития сюжетно-ролевых игр:

  • Советы и предложения воспитателя поддерживают интерес детей к игре, помогают довести ее до конца.
  • Участие в игре взрослого способствует зарождению первых проявлений ролевого поведения.
  • Использование предметов, представляющих уменьшенную копию реальных вещей и созданных специально для организации игры ребенка, и предметов-заместителей.
  • Формирование целенаправленности игр, что требует длительной систематической работы воспитателя.
  • Развитие сюжета игры.
  • Особенно важно индивидуальное наблюдение за каждым ребенком.
  • Родители должны проводить целенаправленную и систематическую работу по общему и речевому развитию детей
  • Повышение коррекционно – логопедической компетентности родителей

Каждая из этих рекомендаций способствует развитию сюжетно-ролевой игры у дошкольников с речевыми нарушениями.

 

12 слайд.

Спасибо за внимание!

 

Мне тоже нужен хороший доклад!