Представляем Вашему вниманию бесплатный образец доклада к диплому на тему «Особенности коррекции дислексии у младших школьников общеобразовательной школы».
Слайд 1
Здравствуйте, уважаемые члены государственной аттестационной комиссии!
Тема моей дипломной работы — «Особенности коррекции дислексии у младших школьников общеобразовательной школы».
Актуальность темы обусловлена тем, что в последние годы отмечается значительный рост количества детей с трудностями овладения навыком чтения. Нарушения чтения оказывает отрицательное влияние на весь процесс обучения, на психическое и речевое развитие ребенка.
Слайд 2
Целью выпускной квалификационной работы является разработка системы логопедической работы по коррекции дислексии у младших школьников общеобразовательной школы.
Слайд 3
Объект исследования: дислексия у младших школьников общеобразовательной школы.
Предмет исследования: эффективные путипредупреждения и коррекции дислексии у младших школьников общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования: профилактическая работа по предупреждению и коррекции дислексии у младших школьников будет эффективной при следующих условиях:
1)при проведении комплексной диагностики и выявлении несформированных компонентов речевых и познавательных процессов, на основе которых происходит формирование полноценного навыка чтения;
2) при использовании комплексной системы логопедической работы, которая включает в себя:
– разработку перспективного планирования занятий;
– составление планов индивидуальной работы для учащихся, имеющих низкий уровень сформированности речевых и психических компонентов, на основе которых происходит формирование полноценного навыка чтения;
– включение элементов коррекционно-логопедических заданий в учебный процесс;
– повышение уровня школьной мотивации у учащихся первых классов.
Слайд 4
В ходе разработки диагностического комплекса по коррекции дислексии у младших школьников были изучены методики исследования компонентов, составляющих основу процесса чтения, таких как:
1. Внимание (объем, устойчивость, поле зрения, концентрация, переключаемость, произвольность).
2. Восприятие (зрительное, слуховое, фонематическое, пространственное).
3. Память (зрительная, слуховая).
4. Мышление (наглядно-образного, словесно-логического).
5. Графомоторные навыки (зрительно-моторная координация, мелкая моторика, сукцессивные процессы).
6. Речевые процессы (фонематический слух, восприятие, анализ и синтез, лексика, звукопроизношение, грамматический строй, связная речь).
7. Мотивация (на сколько желает овладеть новыми знаниями, желает общаться и взаимодействовать с другими детьми, интерес).
8. Общая осведомленность.
Также, была составлена модифицированная методика обследования данных компонентов. В нее вошли такие методики, как: «Узор»; «Найди 10 отличий»; «Шульте»; «10 слов»; «Четвертый лишний»;«Лабиринт»; Графический диктант;«Дорисуй предмет»; «Дом»; «Школьная мотивация» Н.Г. Лускановой
Слайд 5
В рамках исследования следующим этапом стало проведение диагностики младших школьников по выявлению недостаточно сформированных и несформированных компонентов, на основе которых происходит коррекции дислексии.
С этой целью был использован разработанный диагностический комплекс: протокол исследования, подобранный стимульный материал. Констатирующий эксперимент проводился на базе МБОУ «СОШ №22»г.Миасса с 15 сентября по 15 октября. В эксперименте приняло участие 60 учащихся первых классов: 1«А», 1«Б» по 30 детей в возрасте от 7 до 8 лет.
Слайд 6
В ходе констатирующего эксперимента можно выделить несколько этапов, а именно:
I этап – разработка анкет для родителей учащихся, принимающих участие в исследовании.
II этапом диагностики – стало проведение обследования детей по разработанному протоколу и подобранному наглядному стимульному материалу.
Проанализировав полученные результаты, можно сделать следующие выводы: нет ни одного учащегося, у которого был бы высокий показатель во всех компонентах. По классу «А» отмечено 11 учащихся, это 33% у которых отмечаются самые низкие показатели, у них хотя бы по одному компоненту стоит средний уровень развития. У 7 учащихся (21%) были получены самые высокие результаты. У 36% учащихся отмечается уровень выше среднего.
Среди всех компонентов наибольшую несформированность в целом по классу «А» можно наблюдать у таких компонентов как: внимание, графомоторные навыки, фонематический слух и фонематический анализ, грамматический строй речи. Что касается мотивации к занятиям, к школьному обучению в целом по группе, то она также снижена и находится на среднем уровне. У 13 детей в классе (39%) имеются не автоматизированные звуки, как правило это звуки «р−р’».У двоих детей отмечаются нарушения звукопроизношения, искаженное произнесение звуков, обусловленное стертой дизартрией.
Представим результаты графически в диаграмме на слайде.
ТОЛЬКО У НАС!
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Доклад, презентация
без предоплаты |
Более 100
бесплатных примеров |
Доработки
бесплатно |
Срок от 1 часа
до 1 дня |
Гарантия
низкой цены |
Хочу сделать заказ! |
Слайд 7
По классу «Б» было также выделено 11 человек (33%), которые показали самые низкие показатели, 6 детей (18%) показали самые высокие результаты по сравнению с другими детьми, у 13 школьников (39%) общий уровень выше среднего. Наибольшие трудности в данном классе у детей возникли при выполнении заданий в рамках таких компонентов как: графомоторные навыки, фонематический слух и фонематический анализ, связная речь. В целом по данному классу также отмечается низкая мотивация. У 5 детей (15%) в классе не автоматизированы звуки: «л−л’», «р−р’».
В целом, исходя из анализа результатов, мы видим и в классе «А» и в классе «Б» показатели детей находятся на одинаковом уровне и имеют низкие результаты. Выявленные 33% детей как в классе «А», так ив классе «Б» попадают в группу риска.
Таким образом, в рамках дальнейшего исследования выделенная группа детей, имеющая низкие показатели сформированности компонентов, необходимых для полноценного формирования навыка чтения в 1 классе «А»
будет определена как контрольная группа; группа детей в 1 «Б» классе будет определена как экспериментальная, где и будет проводиться формирующий эксперимент.
Слайд 8
Формирующий эксперимент начался в ноябре 2014 года и продолжался до конца апреля 2015 года.
Цель формирующего эксперимента – апробация выдвинутой гипотезы на практике, а именно профилактическая работа по предупреждению и коррекции дислексии у младших школьников будет эффективной при следующих условиях:
1) при проведении комплексной диагностики и выявлении несформированных компонентов речевых и познавательных процессов, на основе которых происходит формирование полноценного навыка чтения;
2) при использовании комплексной системы логопедической работы.
Нами была осуществлена попытка разработки системы логопедической работы по предупреждению трудностей в формировании процесса чтения. На протяжении всего проводимого формирующего эксперимента дети активно занимались, выполняли все предлагаемые задания, проявляли высокую речевую активность.
Слайд 9
После окончания формирующего эксперимента в рамках исследования был проведен контрольный эксперимент. Он проводился с 1 апреля по 20 апреля 2015 года.
Анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов позволяет сделать вывод о значительном повышении уровня компонентов, на основе которых происходит формирование полноценного навыка чтения в экспериментальной группе.
В контрольной группе мы также наблюдаем увеличение показателей, однако их рост не так значителен по сравнению с ростом результатов в экспериментальной группе исследования. Это позволяет нам сделать вывод об эффективности разработанной системы мер по предупреждению трудностей в формировании процесса чтения.
Что касается качественной оценки полученных результатов, то они значительно выше также в экспериментальной группе. В контрольной группе у детей также улучшились такие показатели как внимание, графомоторные навыки, остальные показатели остались на прежнем уровне.
С целью выявления особенностей сформированности начального навыка чтения было проведено обследование контрольной и экспериментальной групп по диагностическому альбому И.А. Смирновой.
Благодаря данной работе мы имеем низкий уровень предпосылок к возникновению дислексии у детей. В экспериментальной группе только два ребенка имеют предпосылки дислексии, в контрольной же группе у 7 детей отмечаются ошибки при чтении, что может привести к специфическим стойким нарушениям чтения впоследствии. Причем по выявленным нарушенным компонентам, на основе которых формируется навык чтения можно определить вид дислексии. Представим результаты графически на слайде.
Слайд 10
Сравним графически результаты констатирующего и контрольного эксперимента по коррекции дисексии у младших школьников.
В представленной на слайде гистаграмме прослеживается положительная динамика снижение дислексии у младших школьников в контрольной группе, в результате проделанной нами формирующей работы по коррекции дислексии. В результате проделанной работе из 22 учащихся первых классов, на контрольном этапе в ходе проделанной работы, количество учеников снизилось до 3.
Таким образом, разработанный нами диагностический комплекс: протокол исследования, подобранный наглядный стимульный материал позволят провести комплексное исследование выделенных компонентов, на основе которых формируется полноценный навык чтения, определить среди них недостаточно сформированные и провести их своевременную коррекцию с помощью, разработанной в рамках исследования, системы логопедической работы по предупреждению трудностей в формировании процесса чтения у младших школьников. Разработанный профилактический комплекс позволит снизить дезадаптацию детей в школе, значительно повысит уровень их речевого и познавательного развития.
Слайд 11
Таким образом, можно сделать вывод, что цель работы — разработка системы логопедической работы по коррекции дислексии у младших школьников общеобразовательной школы – достигнута. Выдвинутая гипотеза также нашла свое подтверждение.
Спасибо за внимание! Доклад окончен.
Мне тоже нужен хороший доклад! |
или напишите нам прямо сейчас
Написать в WhatsApp