+7 (499) 403-1034 бесплатный звонок по России

ОТ ТЕСТА ДО ЗАЩИТЫ ДИПЛОМА

Помощь с дистанционным обучением, Сессия под ключ, Материалы для защиты диплома (ВКР)

Главная » Бесплатные образцы » Дипломный доклад Роль сюжетно-ролевой игры в коррекции связной речи

Дипломный доклад Роль сюжетно-ролевой игры в коррекции связной речи

Представляем Вашему вниманию бесплатный образец доклада к диплому на тему «Роль сюжетно-ролевой игры в коррекции связной речи».

 

Слайд 1.

Тема моей выпускной квалификационной работы — Роль сюжетно-ролевой игры в коррекции связной речи у дошкольников с ОНР.

Актуальность исследования связана с тем, что речевое развитие ребенка рассматривается в психологии и педагогике как общая основа обучения и воспитания, совершенствование и развитие ребенка возможно лишь при непременном условии овладения речью. А речь является важнейшей психической функцией человека – универсальным средством общения, мышления и организации действий.

 

Слайд 2.

Цель данного исследования — Изучение влияния развивающейся сюжетно-ролевой игры  на качество связной речи у дошкольников с ОНР.

Объект исследования: особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР.

Предмет исследования: роль сюжетно-ролевой игры в коррекции связной речи у дошкольников с ОНР.

Гипотеза исследования.

Между связной речью и сюжетно-ролевой игрой существует взаимовлияние и взаимосвязь. Овладение навыками создания связной, непрерывной  линии игрового сюжета положительно влияет на качество связной речи детей с ОНР .

 

 

Задачи исследования.

1.Проанализировать логопедическую, психологическую и психолингвистическую литературу, освещающую проблему исследования.

2.Провести констатирующее исследование состояния связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР

3. Определить направления и содержание логопедической работы по коррекции связной речи у дошкольников с ОНР посредством сюжетно-ролевой игры.

4. Провести анализ эффективности логопедической работы по коррекции связной речи.

 

Слайд 3.

Особенности формирования речи в онтогенезе изучались многими исследователями – психологами, лингвистами, педагогами, дефектологами, физиологами, представителями других наук, в рамках которых с различных позиций изучается речевая деятельность. Принимая во внимание формулировки этих исследователей, можно сделать обобщение о том, что связная речь представляет собой организованный результат рече-творческого процесса, подчиняющегося определенными для нее закономерностям организации. Процесс порождения связного текста является иерархической, многоуровневой речевой деятельностью. Этот процесс включает операции как семантического, так и языкового уровня.

В исследованиях специалистов (А.Н. Гвоздев, Н.И. Лепская, Е.Ф.Соботович, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович и др.) определена основная последовательность формирования детской речи: от стадии лепета до семи-девяти лет. Как показывает анализ источников, речевое развитие детей проходит в онтогенезе следующие этапы:

1 год – 1 год 10 месяцев – отдельные аморфные слова выступают в роли предложений.

1 год 10 месяцев – 2 года – увеличение объема предложений (4-5 слов).

2 года – 2 года 6 месяцев – дальнейший рост простого предложения.

2 года 6 месяцев – 3 года – развитие сложного предложения.

3 – 4 года – дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений.

К 5 годам ребенок практически овладевает основными законами морфологии и синтаксиса, свободно пользуется развернутой фразовой речью.

В 6-7 лет завершается овладение всеми основными грамматическими формами родного языка.

К 8 годам ребенок умеет строить любое предложение

 

Слайд 4.

Понятие «общее недоразвитие речи» (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина и др.) предполагает наличие симптомов несформированности (или задержки развития) всех компонентов речевой системы: фонетико-фонематической ее стороны, лексического состава, грамматического строя. Этот термин характеризует симптомологический уровень нарушения речевой деятельности. Дети с ОНР характеризуются патогенетической неоднородностью, имеют разнообразную структуру речевого дефекта, отличаются своеобразием отставаний в развитии различных сторон психической деятельности. У детей с общим недоразвитием речи отмечаются разнообразные трудности, появляющиеся в процессе овладения связной монологической речью.

Кроме того, у дошкольников с ОНР имеются нарушения общения, проявляющиеся в:

— незрелости мотивационно-потребностной сферы;

— имеющиеся трудности связаны с комплексом речевых и когнитивных нарушений;

— преобладающая форма общения с взрослыми у детей с ОНР не соответствует возрастной норме.

В целом можно говорить о нарушении всех трех сторон процесса общения, выделяемых психологами:

— коммуникативной;

— интерактивной;

— перцептивной стороны общения.

 

Слайд 5.

Общее недоразвитие речи у детей характеризуется нарушениями деятельности общения. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей, и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения. Сюжетно-ролевая игра способствует:

  • формированию главных новообразований дошкольного возраста,
  • задаёт личностные смыслы,
  • формирует систему отношений ребенка с окружающими взрослыми и сверстниками.

В процессе игровой деятельности ребенок, с одной стороны, познает окружающий мир, с другой — вступает в речевое  взаимодействие с партнерами по игре. Все это также доказывает целесообразность использования игры как эффективного средства развития общения.

Проведенный нами анализ литературных источников по рассматриваемой проблеме определил содержание констатирующего исследования состояния связной речи у дошкольников с ОНР. Методика исследования включает исследование особенностей монологической и диалогической связной речи у дошкольников данной категории.

 

Слайд 6.

Цель эмпирического исследования

выявить уровень сформированности связной речи у дошкольников старшего возраста (констатирующее исследование) и определить эффективность использования сюжетно-ролевой игры, как средства коррекции связной речи у дошкольников с ОНР в системе логопедической работы (контрольное исследование).

Гипотеза исследования

предполагаем, что у детей с ОНР наблюдаются различные, качественно неоднородные уровни сформированности связной речи, что обуславливает необходимость дифференцированного подхода в определении направлений логопедической работы по развитию связной речи у детей данной категории в системе коррекционного воздействия.

 

ТОЛЬКО У НАС!

 

Доклад, презентация

без предоплаты

Более 100

бесплатных примеров

Доработки

бесплатно

Срок от 1 часа

до 1 дня

Гарантия

низкой цены

 

Хочу сделать заказ!

 

Слайд 7.

В соответствии с целью и задачами исследования сформированы две группы испытуемых:

1) в экспериментальную группу (ЭГ) вошли 20 детей старшего дошкольного возраста (5 — 7 лет) с ОНР III уровня, из них 11 мальчиков и 9 девочек;

2) в контрольную группу (КГ) вошли 20 детей старшего дошкольного возраста (5 — 7 лет) с нормальным речевым  развитием, из них 10 мальчиков и 10 девочек.

Обследование проводились индивидуальным методом при непосредственном участии логопеда, в спокойной обстановке, задания в соответствии с возрастными особенностями и проблемами развития испытуемых детей с ОНР предлагались в игровой форме.

Применяемые методы:

— организационные (сравнительный, комплексный);

— эмпирические (наблюдение, эксперимент, тестирование);

— интерпретационные.

 

Слайд 8.

С целью подтверждения гипотезы о том, что у детей с ОНР наблюдаются различные, качественно неоднородные уровни сформированности связной речи, что обуславливает необходимость дифференцированного подхода в определении направлений логопедической работы по развитию связной речи у детей данной категории в системе коррекционного воздействия.

Цель эмпирического исследования

выявить уровень сформированности связной речи у дошкольников старшего возраста (констатирующее исследование) и определить эффективность использования сюжетно-ролевой игры, как средства коррекции связной речи у дошкольников с ОНР в системе логопедической работы (контрольное исследование).

 

Методика исследования включает 2 раздела:

— исследование состояния монологической связной речи у старших дошкольников;

— исследование состояния диалогической связной речи у старших дошкольников.

В соответствии с поставленной целью, были дополнены существующие методики по логопедическому обследованию детей с нарушениями речи, конкретизировав материал исследования и критерии оценки. Все задания предлагались в виде игры.

Описание методик. 

Раздел 1. Исследование монологической речи. Цель: исследование уровня сформированности связной монологической речи у детей 5-7 лет.

Раздел 2. Исследование диалогической речи.

Цель: исследование уровня сформированности связной диалогической речи у детей 5-7 лет.

 

Слайд 9.

Среди основных результатов исследования можно выделить:

  • сформированность связной монологической речи у детей КГ с нормальным речевым развитием выше, чем у детей ЭГ с ОНР
  • уровень сформированности умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок детей КГ выше, чем у детей ЭГ
  • У большинства  (65%) дошкольников с ОНР выявлен низкий уровень развития умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок
  • Очень низкий уровень развития умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок отмечен у двух дошкольников (10%) с ОНР
  • особые затруднения при составлении рассказа связаны с нарушением планирующей функции речи и в соответствии с этим – выбором языковых средств
  • Большая часть дошкольников с ОНР (65%) смогли продолжить рассказ только с помощью экспериментатора
  • в целом у дошкольников с ОНР уровень развития связной монологической речи находится в основном на низком уровне

Большинство обследованных детей с ОНР не умеют строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять и т.д.), пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией, не умеют высказывать свои мысли, мнения по ситуации, поддерживать в диалоге тему разговора.

В целом констатирующий этап эксперимента показал, что у детей с ОНР наблюдаются различные, качественно неоднородные уровни сформированности связной речи. В зависимости от уровня сформированности связной речи нами выделено три группы детей.

 

Первая группа детей с ОНР, куда вошли 8 человек (40%) имеет нарушения связной речи только в построении сложных предложений, составляя простые предложения грамматически более правильно.

Вторая их выделенных групп детей с ОНР, куда вошли 9 человек (45%) является  более слабой в уровне развития навыков связной речи, чем первая.

Третья их этих групп детей с ОНР, куда вошли 3 ребенка (15%) отличается очень низким уровнем сформированности связной речи. Ответы этих детей в основном представляли собой набор высказываний, не объединенных сюжетной темой.

 

Слайд 10.

С целью коррекции связной речи у дошкольников с ОНР посредством сюжетно-ролевой игры производилась опытно-экспериментальная логопедическая работа (формирующий эксперимент).

Занятия проводились группами по 7-8 детей, в течение трех месяцев два раза в неделю, в первой половине дня. Продолжительность занятий – 25-30 минут. Формирующий эксперимент включал 2 раздела.

1-й раздел формирующего эксперимента.

Цель: развитие монологической и диалогической связной речи в сюжетно-ролевых играх по сюжетам сказок.

На данном этапе дети участвовали в сюжетно-ролевых играх по сюжетам известных им сказок, включающие общение персонажей между собой.

2-й раздел формирующего эксперимента.

Цель: развитие монологической и диалогической связной речи в творческой сюжетно-ролевой игре.

На данном этапе круг игровых ситуаций расширялся, детям была дана большая самостоятельность Выполнение ролей в предлагаемых сюжетно-ролевых играх воспитывало у детей способность организовать общение в конкретной жизненной ситуации (продавец и покупатель, парикмахер-клиент  и т.п.).

Среди положительного влияния игры на связанную речь отмечается:

  • Воспитание у детей способность организовать общение в конкретной жизненной ситуации
  • развитие социальных отношений
  • развития  связной речи проблемных детей
  • подготовка к предстоящему обучению в школе
  • формирование умения передавать в монологической речи содержание;
  • формирование умения вести диалоги;
  • развитие эмоционального отклика на поступки
  • развитие у детей умения самостоятельно развивать сюжет игры;
  • развитие представления о профессиях.

 

Слайд 11.

Сравнительные исследования проведены с теми же детьми экспериментальной и контрольной групп.

Исследования показали:

  • У четырех детей с ОНР выявлен высокий уровень развития связной монологической речи при выполнении ряда заданий (от 1 до 3-х заданий).
  •  У всех детей экспериментальной группы произошли заметные положительные сдвиги в овладении навыками связной монологической речи.
  • У дошкольников контрольной группы, не принимавших участия в обучающем эксперименте,  показатели также увеличились, но в меньшей степени.
  • Дети с ОНР стали  правильно и достаточно полно отвечать на вопросы экспериментатора, снизились нарушения синтаксических и грамматических конструкций, возросли словарный запас, умение строить развернутую фразу

 

Слайд 12.

В ходе подготовки работы цель исследования достигнута, задачи решены. Подтверждена гипотеза исследования: у детей с ОНР наблюдаются различные, качественно неоднородные уровни сформированности связной речи, что обуславливает необходимость дифференцированного подхода в определении направлений логопедической работы по развитию связной речи у детей данной категории в системе коррекционного воздействия.

 

Мне тоже нужен хороший доклад!