Представляем Вашему вниманию бесплатный образец доклада к диплому на тему «Эффективность использования программно-целевого управления финансами».
С-1
Уважаемая комиссия вашему вниманию представляется выпускная квалификационная работа на тему: «Эффективность использования программно-целевого управления финансами»
С-2
Формирование целевых программ является сегодня одним из наиболее актуальных и перспективных направлений программно-целевого планирования и управления в России. Поддержание необходимых территориальных пропорций в экономике, недопущение чрезмерной дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития, обеспечение эффективного функционирования общероссийского рынка являются важнейшими аспектами модернизации российской экономики и ее устойчивого развития. Федеральные и региональные целевые программы не теряют своего статуса важных экономических инструментов, позволяющих сконцентрировать усилия для комплексного и системного решения среднесрочных и долгосрочных проблем экономической и социальной политики регионов, обеспечивать прозрачность и обоснованность выбора целей.
Основная цель работы это исследование эффективности реализации федеральных и региональных целевых программ в современных экономических условиях.
С-3
Особенностями и достоинства Програмно-целевого метода это :
- направленность на решение комплексных задач, стоящих перед Российской Федерацией как государством и как социально-экономической системой;
- более длительный горизонт планирования, сопоставимый со сроками отдачи и окупаемости инвестиций ;
- системный подход
- более открытый и гласный по сравнению с другими методами государственного финансирования
- высокая степень прозрачности государственных заказов и закупок, обеспечение контроля за эффективностью расходования средств государственного бюджета;
- наличие возможности оперативной и эффективной корректировки программных мероприятий, обеспечивающих гибкость проводимой политики, и возможности быстрого реагирования на изменение условий реализации программы;
возможность в рамках программ комбинировать и объединять усилия органов власти различных уровней и частного сектора экономики
С-4
Федеральные и региональные целевые программы во многом отличаются друг от друга:
Так если Федеральные целевые программы являются важным инструментом эффективного использования средств федерального бюджета, позволяющим обеспечить концентрацию ресурсов на ключевых направлениях роста экономики и в ее конкурентоспособных секторах, в том числе с высоким инновационным потенциалом, то задачами региональных программ являются:
- выравнивание межрайонных различий по показателям экономического, социального и научно-технического развития;
- сбалансированное (бездефицитное) региональное хозяйствование в условиях рынка;
- максимально полное и эффективное использование природных, материальных и трудовых ресурсов региона;
- охрана окружающей среды;
- преодоление последствий стихийных бедствий и техногенных аварий;
- формирование инфраструктуры информационного обеспечения органов управления и хозяйствующих субъектов;
- духовное возрождение регионов, сохранение их исторического наследия и тд.
С-5
Программно-целевой метод планирования и управления — метод, при котором цели плана увязываются с ресурсами с помощью программ
Так перечислим преимущества программно-целевого метода :
- обеспечивает прозрачность бюджета и дает возможность по последствиям исполнения бюджета оценить, достигнуты ли поставленные на этапе планирования цели и выполнены ли задачи;
- требует более дисциплинированного бюджетного процесса, устанавливает конкретные показатели результативности и соответствующие показатели расходов,
- упорядочивает организацию деятельности главного распорядителя
- дает возможность повысить эффективность распределения и использования бюджетных средств,
- планирует цели и желаемые результаты;
С-6
Современная бюджетная систем направлена на внедрение программного бюджета в качестве основного инструмента повышения эффективности бюджетных расходов, открытости и прозрачности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления для обеспечения долгосрочных целей социально-экономического развития.
Данные о количестве федеральных целевых программ и объемах бюджетных ассигнований, предусмотренных на их реализацию в 2010 — 2016 годах приведены в таблице , где четко прослеживается.
Перечень федеральных целевых программ, на реализацию которых предусмотрены бюджетные ассигнования в 2014 — 2016 годах сформирован как из ранее действующих, так и из вновь утвержденных и разрабатываемых программ.
В состав государственных программ было включено в 2014 году 46 федеральных целевых программ, в 2015 году — 37 ФЦП; в 2016 году в рамках государственных программ предусмотрено к реализации 33 ФЦП. Наблюдается снижение количества программ . Это связано с снижением экономической активности в последние время, снижением цен на нефтяном рынке и следовательно сокращения финансовых поступлений в бюджет РФ .
С-7
В 2015 году и планов 2016 году федеральные целевые программы предусматривают реализовать по девяти приоритетным направлениям:
- «Развитие высоких технологий»,
- «Жилье»,
- «Транспортная инфраструктура»,
- «Дальний Восток»,
- «Развитие села»,
- «Социальная инфраструктура»,
- «Безопасность»,
- «Развитие регионов»
- «Развитие государственных институтов».
Наиболее значительные объемы бюджетных ассигнований ФЦП в 2014 году (в сумме 746,27 млрд. рублей, или 78 % общей суммы расходов на ФЦП) были предусмотрены по направлениям: «Развитие транспортной системы» (36,9 %), «Развитие высоких технологий» (31,8 %) и «Социальная инфраструктура» (9,3 %). Такой же расклад и предусмотрен на 2015,2016 годы.
ТОЛЬКО У НАС!
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
Доклад, презентация без предоплаты | Более 100 бесплатных примеров | Доработки бесплатно | Срок от 1 часа до 1 дня | Гарантия низкой цены |
Хочу сделать заказ! |
С-8
Сегодня в России реализуется более 2,5 тыс. региональных целевых программ, при этом в среднем на один субъект РФ приходится около 30 целевых программ, а величина финансирования достигает 40–70 % расходов региональных бюджетов.
Объемы финансирования федеральных целевых программ, составил: в 2013 году – 9 468,6 млн. рублей, что составляет 153,2% к объемам финансирования программ в 2013 году, а в 2014 году – 16 216, 7 млн. рублей, (171,3%) к объемам финансирования программ в 2013 году.
На реализацию целевых программ в РСО-Алании в целях решения важнейших проблем социально-экономического развития в 2015 году за счет всех источников финансирования было выделено 4 327 319,1.млн. рублей . Из которых через региональный бюджет проходит 99.5% всех ассигнований и лишь незначительная доля приходится на местный бюджет.
С-9 ВЫВОДЫ
Таким образом, проведенный нами анализ позволяет сделать следующие выводы что реализация целевых федеральных и региональных программы имеет следующие проблемы
- Цели, задачи, мероприятия и показатели госпрограмм не всегда увязаны со стратегическими приоритетами национального развития.
- Госпрограммы существенно варьируются по срокам их реализации (от 5 до 18 лет), что затрудняет взаимоувязку содержащихся в них целей, задач, показателей.
- Отсутствие в большинстве госпрограмм разделов, содержащих информацию о взаимосвязи со смежными госпрограммами, свидетельствует о преимущественно отраслевом, ведомственном подходе к их формированию.
- По отдельным госпрограммам отсутствует положительная динамика планируемых результатов при одновременном росте финансового обеспечения.
- Недостаточен состав и уровень показателей
- Отсутствуют единые подходы к сбору и представлению информации о выполнении показателей, а следовательно об эффективности их.
- Многовариантность методик расчетов программ и способов получения отчетных данных затрудняет своевременный анализ эффективности и контроля за ходом их реализации
- В госпрограммах не дана оценка рисков.
- Отсутствуют действенные механизмы стимулирования участия юридических лиц в мероприятиях госпрограмм
- Не приведены обоснованные сценарии реализации программных мероприятий с учетом рисков.
С-10
Проведенный в выпускной квалификационной работе анализ приводит к выводу, что для совершенствования процесса формирования и реализации федеральных и региональных целевых программ целесообразно:
- при обработке разрабатываемых целевых программ и уточнении действующих программ, которые должны получать поддержку при их реализации из федерального бюджета, в первую очередь, необходимо исходить из направленности программ на решение задач, которые ставятся Правительством РФ в отношении эффективности использования программно-целевых методов решения проблем.
- вновь разрабатываемые целевые программы необходимо формировать по проектному принципу. Основной элементарной единицей при подготовке программы может стать проект в понимании современной «методологии управления проектами». Проектное формирование программы позволит более точно оценить всю программу как совокупность проектов с точки зрения жизнеспособности, эффективности, реализуемости, обеспеченности и оценке рисков, более точно прогнозировать результат ее реализации.
- ужесточить контроль за реализацией программных мероприятий федеральных целевых программ и в первую очередь за целевым и эффективным использованием средств, привлекаемых за счет всех источников.
- обеспечить регулярное проведение ежегодных экспертных поверок реализации федеральных целевых программ. По результатам экспертных проверок подготавливать в установленном порядке предложения для внесения в Правительство РФ о целесообразности продолжения работ по программам, их финансирования или их прекращения.
- повысить требования к государственным заказчикам по безусловному обеспечению финансирования федеральных целевых программ за счет средств бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников в утвержденных объемах.
- осуществлять ежегодный анализ деятельности дирекций целевых программ с отражением результатов этого анализа в ежегодных отчетах о ходе реализации программ.
- установить нормативные требования к содержанию ежегодных отчетов государственных заказчиков о ходе реализации федеральных целевых программ.
- прекратить разработку государственными заказчиками подпрограмм, не предусмотренных утвержденными федеральными целевыми программами.
Разработка межведомственных единых подходов к мониторингу и оценке программ, усиление ответственности министерств и ведомств за результаты и развитие механизмов обратной связи должны повысить качество управления государственными финансами.
Необходимо также совершенствовать и систему формирования финансовой и бюджетной отчетности, возможности доступа независимых экспертов к результатам деятельности не только органов государственной власти, но и отдельных подведомственных получателей бюджетных средств.
Двигаясь по пути данных преобразований можно рассчитывать на дальнейшее формирование основ ответственного и эффективного управления государственными финансами и соответствии с приоритетами социально-экономической политики.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Мне тоже нужен хороший доклад! |