Представляем Вашему вниманию бесплатный образец доклада к диплому на тему «Художественное своеобразие басни».
Слайд 1
Здравствуйте, уважаемые члены аттестационной комиссии!
Тема моей ВКР – «Художественное своеобразие басни как литературного жанра и особенности ее изучения в средней школе».
Актуальность темы определяется следующими факторами: во-первых, значительной ролью басни в литературном процессе; во-вторых, недостаточной исследованностью темы; в – третьих, усиленным вниманием ученых – методистов к новым формам и методам работы на уроке в рамках внедрения и реализации Федерального Государственного образовательного стандарта в средней школе.
Слайд 2
Цель работы — заключается в определении особенностей басни как литературного жанра и специфики её изучения в средней школе.
Задачи данной работы Вы можете увидеть на данном слайде.
Слайд 3
Изучение басни в средней школе имеет свои особенности и направлено на:
1) формирование у детей представления о басне как уникальном жанре литературы;
2) раскрытие нравственной составляющей басни детям.
Слайд 4
Работа над басней включает такие компоненты:
– восприятие конкретного содержания;
– осознание композиции;
– выяснение характерных черт действующих лиц, мотивов их поведения;
– определение главной мысли басни;
– раскрытие аллегории;
– анализ морали.
Таким образом, можно подытожить, что именно реализация системного подхода позволит в полной мере сформировать представление о басне как жанре литературы. Учитывая данный подход, разработан план-конспект по изучению басни в 5-м классе.
Слайд 5
Классический «урок изучения басни имеет такую структуру:
- Подготовительная работа
1) рассказ учителя об авторе басни;
2) викторина по материалу прочитанных басен;
3) беседа о повадках животных, которые представлены в басне.
- Чтение басни учителем (прослушивание записи, просмотр фильма).
Беседа эмоционально-оценочного плана.
III. Анализ содержания басни.
1) уточнение структуры и композиции басни (чтение, составление плана и т. п.);
2) выяснение мотивов поведения действующих лиц, их характерных черт (выборочное чтение, словесное и графическое рисование, ответы на вопросы);
3) установление главной мысли конкретного содержания басни.
- Раскрытие аллегории.
- Анализ той части басни, в которой заключена мораль.
- Аналогия из жизни»
Таким образом, вопросы преподнесения басен Крылова в средних классах школы (5 – 6 классы) разрабатываются в литературе теоретиками (психологами, литературоведами), методистами, педагогами-практиками. Разработаны типы и схемы уроков, формы работы, приемы и методы, помогающие учащимся освоить материал о творчестве Крылова и его баснях
ТОЛЬКО У НАС!
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
Доклад, презентация без предоплаты | Более 100 бесплатных примеров | Доработки бесплатно | Срок от 1 часа до 1 дня | Гарантия низкой цены |
Хочу сделать заказ! |
Слайд 6
По тематике басни Крылова можно разделить на несколько тематических групп:
- Басни на общественные и политические темы («Слон на воеводстве», «Кот и повар», «Конь и Всадник», «Лягушки, просящие Царя», «Волк и Ягненок», «Рыбья пляска», «Листы и Корни» и др.); басни, затрагивающие проблему просвещения («Сочинитель и Разбойник», «Огородник и Философ», «Ларчик», «Обезьяны», «Вельможа и Философ», «Петух и жемчужное зерно», «Свинья под Дубом» и др.).
- Басни на исторические темы – отклик в иносказательной форме на значимые события в жизни России («Квартет», «Лебедь, Рак и Щука», «Ворона и Курица», «Волк на псарне», «Щука и Кот», «Собачья дружба»).
- Басни, отражающие литературно-журнальную борьбу («Осел и Соловей», «Демьянова уха», «Кошка и Соловей», «Кукушка и Петух» и др.).
Бытовые басни с обобщением типичных жизненных ситуаций («Мартышка и Очки», «Стрекоза и Муравей», «Чиж и Голубь», «Крестьянин и Топор», «Кукушка и Горлинка», «Мельник» и др.)
Слайд 7
Ход урока
І. Актуализация опорных знаний.
- Проверка домашнего задания.
- Фронтальная беседа.
- Открытие (выведение) темы урока.
III. Мотивация учебной деятельности.
Чтение и запись эпиграфа, работа с ним.
- Работа по теме урока.
- Слово учителя. (Слайды)
- Чтение басни «Волк и Ягненок»
- Чтение басни в лицах.
- Беседа
- Составление схемы
- Сравнение басни Эзопа и Крылова
- Инсценировка басни «Ворона и Лисица» подготовленными учениками.
- Чтение басни учащимися про себя.
- Анализ басни. Словарная работа.
- Рефлексия. Оценивание.
– Что вы знаете о баснописце И. Крылове?
– Против каких человеческих пороков и общественных недостатков направлена басня «Волк и Ягненок»?
– Что осуждает басня «Ворона и Лисица»?
- Домашнее задание.
Нарисовать рисунки к басням (по желанию), выразительно читать басни
Слайд 8
Согласно школьным программам по литературе, жанровое своеобразие басни более детально изучается в средней школе, а именно в 5-м и 6-м классе на уроках литературы. Для усвоения учебного материала целесообразным будет использование системного подхода к изучению, что охватывает и анализ литературного произведения, и изучение понятий теории литературы, и реализацию воспитательного потенциала басни. В 5-м классе осуществляется изучение основных положений о жанровых чертах басни, в 6-м классе происходит детализация знаний и более углубленное изучение басни в контексте изучения творчества И. А. Крылова [35].
Таким образом, изучение басен на уроках литературы – сложный многоаспектный процесс, который способствует формированию читательской компетенции школьника, практических навыков и умений анализировать произведния, духовно- нравственных качеств личности.
Таким образом, Цель работы достигнута.
Спасибо за внимание! Доклад окончен.
Мне тоже нужен хороший доклад! |