Представляем Вашему вниманию бесплатный образец доклада к диплому на тему «Дидактические игры на уроках математики в 5 классе».
Здравствуйте, уважаемые члены аттестационной комиссии!
Тема моей выпускной аттестационной работы — «Дидактические игры на уроках математики в 5 классе».
Актуальность темы обусловлена тем, что создаваемые дидактические игры имеют функции интенсивного развития детей.
Целью работы является выявить роль дидактических игр в повышении у учащихся познавательного интереса к урокам математики, как одного из важнейших мотивов учебно-познавательной деятельности, развитии логического мышления и личностных качеств ребенка.
В первой главе работы рассматриваются
теоретические основы организации игровой деятельности в образовательном процессе.
В частности, рассматривается понятие Познавательный интерес – это явление многозначное, поэтому на процессы обучения и воспитания он может влиять различными своими сторонами. В педагогической практике познавательный интерес рассматривают часто лишь как внешний стимул этих процессов, как средство активизации познавательной деятельности учащихся, эффективный инструмент учителя, позволяющий ему сделать учебный процесс привлекательным, выделять в обучении именно те аспекты, которые могут привлечь к себе непроизвольное внимание учеников, заставить активизировать их мышление, волноваться и переживать, увлеченно работать над учебной задачей.
Проблема формирования познавательного интереса к математике представляет собой особую значимость для методики преподавания математики. Среди особенностей познавательного интереса у школьников в 5 классах:
- во-первых, это переход из начального звена в среднее;
- во-вторых, в этом возрасте школьники ещё увлечены игровой деятельностью, поэтому играя, они лучше включаются в познавательную и любую другую деятельность.
В игровых формах занятий реализуются идеи совместного сотрудничества, соревнования, самоуправления, воспитания через коллектив, приобщения детей к научно-техническому творчеству, воспитанию ответственности каждого за учебу и дисциплину в классе, а главное – обучения математике. Игра способствует формированию прочных вычислительных навыков и умений, также играет огромную роль в развитии познавательного интереса как одного из важнейших мотивов учебно-познавательной деятельности, развития логического мышления, и развития личностных качеств ребенка.
Для достижения цели работы, во второй главе проводится анализ игровой деятельности как средства обучения математике.
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других – иные. В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В этой классификации можно представить следующие типы игр:
— Игры по сенсорному воспитанию
— Словесные игры
— Игры по ознакомлению с природой
— По формированию математических представлений и др.
Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не скрывает в достаточной мере основы дидактической игры – особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство учителя.
Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся.
— Игры-путешествия
— Игры-поручения
— Игры-предположения
— Игры-загадки
— Игры-беседы (игры-диалоги).
Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывается через необычное, простое – через загадочное, трудное – через преодолимое, необходимое – через интересное.
Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.
ТОЛЬКО У НАС!
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Доклад, презентация
без предоплаты |
Более 100
бесплатных примеров |
Доработки
бесплатно |
Срок от 1 часа
до 1 дня |
Гарантия
низкой цены |
Хочу сделать заказ! |
Игры-предположения «Что было бы…?» или «Что бы я сделал…», «Как я решил и почему?», и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка, задание, задача, проблема и т.п.
Игры-загадки. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача.
Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей.
Планируя игровую деятельность детей, учитель закладывает в неё высокое социальное и нравственное содержание. И таким образом, создаёт комплекс воздействия на ребёнка, целую программу упражнений в поведении, в проявлении творчества, инициативы и самодеятельности.
В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком – наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть основаны, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Е.А. Дышинский и В.Г. Коваленко разработали ряд требований, обеспечивающих успешное проведение дидактических игр на уроках математики.
— Математическая сторона содержания игры всегда должна отчётливо выдвигаться на первый план.
— Дидактическая игра, игровое занятие разрабатываются учителем таким образом, чтобы к участникам были предъявлены определенные требования в отношении знаний.
— Если сюжет игры не даёт достаточно пищи для мыслительной деятельности, то игра не будет содействовать выполнению педагогических целей, не будет развивать математическую зоркость и внимание.
— Игра не должна быть перегружена познавательной деятельностью.
— Правила игры формулируются так, чтобы у учащихся появилось желание участвовать в игре.
— Если планируется проведение нескольких игр, то обязательно чередование лёгких и более трудных по математическому содержанию.
Главный инструмент воспитательного воздействия игры – роль. М.Г. Яновская считает, что при распределении ролей необходимо учитывать следующие положения [21]:
— Удовлетворять игровые потребности ребят, то есть следить за тем, чтобы получал желаемую роль;
— Ставить детей в позиции, требующие различной степени проявления активности;
— Использовать игровую роль для утверждения положения ребёнка в коллективе.
Итак, игра – явление многогранное, её можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Игра способствует созданию хорошего психологического климата в коллективе. Игра является эффективным средством формирования личности школьника, его морально-волевых качеств, в ней реализуется потребность воздействия на мир.
Включение игр в урочную деятельность по математике помогает решать следующие основные задачи:
— повышать познавательный интерес к предмету;
— развивать творческую активность школьников;
— формировать систему математических знаний, умений и навыков;
— создавать эмоциональною окраску в учебной работе;
— снимать утомляемость у учащихся, повышать их работоспособность.
Таким образом, Цель работы — выявление роли дидактических игр в повышении у учащихся познавательного интереса к урокам математики, как одного из важнейших мотивов учебно-познавательной деятельности, развитии логического мышления и личностных качеств ребенка – достигнута.
Спасибо за внимание! Доклад окончен.
Мне тоже нужен хороший доклад! |
или напишите нам прямо сейчас
Написать в WhatsApp