+7 (499) 403-1034 бесплатный звонок по России

Главная » Бесплатные образцы » Дипломный доклад Методика преподавания наглядной геометрии

Дипломный доклад Методика преподавания наглядной геометрии

Представляем Вашему вниманию бесплатный образец доклада к диплому на тему «Методика преподавания наглядной геометрии».

 

Здравствуйте, уважаемые члены аттестационной комиссии!

Тема моей выпускной квалификационной работы — «Методика преподавания наглядной геометрии учащимся 5-6 классов».

Актуальность темы обусловлена тем, что введение геометрического материала в курс математики 5-6 классов чрезвычайно важно для дальнейшего успешного обучения школьников, их вовлечения в познание окружающего мира, развития их мыслительных способностей. Все это делает актуальным вопрос правильной организации обучения математике и элементам геометрии, в частности.

Целью работы является изучение методики преподавания наглядной геометрии учащимся в 5-6 классах.

Для достижения поставленной цели были определены задачи:

  1. изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
  2. изучить особенности восприятия геометрического материала учащимися возраста 11-12 лет;
  3. проанализировать содержание учебных пособий для учащихся 5-6 классов с точки зрения содержания в них геометрического материала.
  4. разработать методические рекомендации по изучению курса наглядной геометрии учащимся 5-6 классов.

 

 

Проведя анализ трех учебно-методических комплектов по математике для 5, 6 классов под редакцией: Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина; Виленкина Н.Я, Жохова В.И., Чеснокова А.С. и др.; Никольского С.М., Потапова М.К., Решетникова Н.Н. и др.  были сделаны выводы:

  • Тема «Линии» представлена во всех трех УМК, достаточно упражнений для закрепления изучаемых понятий, предлагаются контрольно-измерительные задания. Однако содержательная часть этой темы шире представлена в УМК Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина.
  • Тема «Взаимное расположение прямых» наиболее полно представлена в первом УМК. В УМК Никольского С.М. не рассматривается взаимное расположение прямых в пространстве. Во всех трех УМК представлены различные задания, большую помощь в организации обучения оказывает работа с рабочими тетрадями, которые предлагаются в УМК Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина.
  • Тема «Взаимное расположение прямой и окружности» во втором и третьем УМК не рассматривается.
  • Тема «Углы» в одинаковом объеме представлена во всех трех УМК. Разница лишь в том, что в первом и втором УМК дается понятие биссектрисы угла и предложены упражнения на закрепление данного понятия.
  • Тема «Многоугольники» представлена только в первом и втором УМК. К сожалению, авторы предлагают мало упражнений по данной теме.
  • Тема «Треугольники и их виды наиболее полно отражена в первом и третьем УМК, а во втором УМК вводится только понятие, без классификации треугольников.
  • Тема «Прямоугольники» одинаково представлена во всех трех УМК. Предлагается разнообразный дидактический материал по теме.
  • Тема «Многогранники» изучается во всех трех УМК, с разницей, что в первом изучается такой многогранник, как  «Пирамида», но нет понятия площади поверхности многогранника, во втором вводится понятие площади поверхности, и тема «Пирамида», а в третьем оба понятия отсутствуют.
  • Тема «Симметрия» в большем объеме изучается в первом УМК. Это и изучение понятия осевой и центральной симметрий, и симметричных и центрально-симметричных фигур. В третьем УМК вводится понятие – ось симметрии и центр симметрии фигуры. Во втором УМК данная тема не представлена совсем.
  • Тема «Длина окружности и площадь круга. Шар, сфера» имеет место во всех трех учебниках с разницей, что во втором и третьем УМК рассматриваются понятия: дуга окружности, шар, сфера, а в первом нет.
  • В дополнительных разделах в первом УМК предлагаются темы для ознакомления: орнаменты, циклоида, треугольник Рело. Во втором: как измеряли на Руси, «Золотое сечение», построение разверток пирамиды и призмы, объем цилиндра и конуса, взаимосвязь этих величин. В третьем: единицы измерения на Руси, понятие паркет.
  • Многие задания имеют практическую направленность, что еще раз подтверждает эффективность курса. Авторы показывают учащимся возможности применения геометрических знаний в реальной жизни.
  • Особое внимание хочется уделить дидактической составляющей. К каждой теме подобрано достаточно много заданий по изучаемому материалу. Предлагаются задания двух уровней сложности. Задания второго уровня чаще носят исследовательский характер.
  • Предлагаются задания в рабочих тетрадях. Это задания такого характера как: построить, начертить, измерить, вычислить. Некоторые задание предлагаются для развития глазомера. В дидактических материалах есть обучающие и проверочные задания по всем темам курса. Заметим, что авторы отдельное внимание уделяют интеллектуальному развитию ребенка. На это направлены знания представленные в дополнительных разделах. Авторы, познавательный материал предлагают для дополнительного изучения, тем самым, подталкивая учащегося к самостоятельной деятельности.
  • На основе примерных программ авторы учебников разрабатывают свои программы курса, которые являются более детальными и могут содержать дополнительные вопросы, расширяющие и углубляющие основное содержание, задаваемое стандартом. Проанализируем программу геометрической составляющей курса математики 5–6-х классов, представленного в учебниках под ред. Г.В. Дорофеева и И.Ф. Шарыгина [24-25]. Перечень основных объектов изучения дан в ней по двум линиям — геометрические фигуры (их свойства и отношения) и геометрические величины — и содержит наиболее существенные аспекты их изучения. Проанализируем содержание каждой из них.

 

ТОЛЬКО У НАС!

 

Доклад, презентация

без предоплаты

Более 100

бесплатных примеров

Доработки

бесплатно

Срок от 1 часа

до 1 дня

Гарантия

низкой цены

 

Хочу сделать заказ!

 

Целью изучения в системе дополнительного математического образования» наглядная геометрия» является всестороннее развитие геометрического мышления учащихся V-VI классов с помощью методов геометрической наглядности и повышение уровня интеллектуального развития личности школьников.

Содержание курса «Наглядная геометрия» и методика его изучения обеспечивают развитие творческих способностей ребенка: гибкость его мышления, «геометрическую зоркость», интуицию, воображение, способность к оперированию образами, изобразительные навыки. Вместе с тем наглядная геометрия обладает высоким эстетическим потенциалом, огромными возможностями для эмоционального и культурного развития человека. Это обусловлено «геометричностью» окружающего мира, возможностью введения в курс эмоционально окрашенного материала, способствующего формированию у учащихся положительного, эмоционально-целостного отношения к предмету.

Курс «Наглядная геометрия» рассчитан на 2 года и является дополнительным курсом в системе школьного геометрического образования.

Основные принципы изучения наглядной геометрии:

  • Принцип первый. Содержание курса наглядной геометрии должно разворачиваться «по спирали».
  • Принцип второй. Изучение геометрического объекта должно строиться на основе приоритета в качестве единицы информации образа, а не слова.
  • Принцип третий. Измерение геометрической фигуры должно предваряться работой, направленной на всестороннее ее изучение и осознание учащимися проблемы ее измерения, возможности или невозможности применения известных способов измерения.
  • Принцип четвертый. Изучение геометрических объектов должно происходить на основе сочетания статического и динамического подходов.
  • Принцип пятый. Основным методом исследования геометрических объектов должен стать эксперимент как реальное физическое действие: наложение фигур, перегибание по оси симметрии, поворот вокруг центра симметрии.

Изучение геометрических фигур и пространственных отношений основывается на определенных действиях, которыми учащиеся должны овладеть. Это действия наблюдения, воображения, измерения, конструирования и графические действия.

Развитие умения наблюдать происходит в процессе осмысленной деятельности по восприятию, рассматриванию геометрических объектов, через формирование зрительных эталонов, отражающих основные геометрические конфигурации, через знакомство с некоторыми специальными приемами, облегчающими восприятие.

Под воображением понимают операции по мысленному оперированию геометрическими образами и по созданию новых образов. Это не есть творческое воображение, создающее принципиально новые объекты, новыми эти объекты являются для учащихся, так как рождаются ими самостоятельно на основе преобразования уже известных объектов. Это воссоздающее воображение — представление новых объектов в соответствии с их описанием, чертежом, схемой.

Графические действия представляют собой операции по созданию графических изображений геометрических объектов.

Под детским конструированием принято подразумевать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок. Говоря о конструировании, будем иметь в виду создание предметных моделей геометрических объектов.

Действия измерения состоят из операций по измерению геометрических величин и усвоению эталонов длины, площади, объема и градусной меры угла.

В ходе работы были представлены результаты опытной работы на базе о ГКОУ РО «Тацинская школа-интернат».

Школа является экспериментальной площадкой для Тацинского, Милютинского, Обливского и Морозовского районов по проблеме интеграции детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в социум.

Наглядная геометрия является составной частью математики, изучаемой в данной школе.

Изучение этого раздела математики позволяет формировать у умственно отсталых школьников пространственные и геометрические представления и понятия, чертёжные, графические и измерительные умения и навыки. Знания и умения, получаемые учащимися при изучении геометрии, не только обогащают их жизненный опыт, пополняют математический кругозор. Кроме того, эти знания играют большую роль в коррекции и компенсации дефектов. Умственного и эмоционально – волевого развития учащихся, подготовке их к производительному общественно полезному труду, к социальной адаптации и реабилитации. Таким образом, на определение содержания геометрического материала в программе вспомогательной школы оказывает влияние целый комплекс разнообразных факторов.

Изучение наглядной геометрии во вспомогательной школе ставит и решает три основные задачи, которыми определяется организация и методика обучения.

  1. Общеобразовательная задача: развить представление о геометрических фигурах и телах, их образах, свойствах, отношениях, сформировать представления о геометрических величинах (длинах отрезков, площадях фигур, объёмах тел), единицах их измерения.
  2. Коррекционно – воспитательная задача: развивать и коррегировать пространственные представления, воображение, моторику, логическое мышление, речь, умственную и практическую деятельность учащихся.
  3. Практическая задача: формировать навыки измерения и построения геометрических фигур с помощью измерительных и чертёжных инструментов, развивать умения решать жизненно — практические задачи.

Подготовка учащихся к жизни, к трудовой деятельности является одной из наиболее важных задач обучения. Курс математики должен дать ученикам такие знания, умения и навыки, которые помогут лучше распознавать в окружающей среде математические факты, применять математические знания для решения практических задач, которые каждый день ставит жизнь.

Таким образом, Цель работы — состоящая в изучении методике преподавания наглядной геометрии учащимся 5-6 классов была достигнута.

Спасибо за внимание! Доклад окончен.

 

Мне тоже нужен хороший доклад!