Представляем Вашему вниманию бесплатный образец доклада к диплому на тему «Расширение словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста».
Слайд 1
Здравствуйте, уважаемые члены аттестационной комиссии!
Тема моей выпускной квалификационной работы — «Расширение словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Ш уровня по средствам продуктивных видов деятельности».
Актуальность темы обусловлена тем, что в дошкольном возрасте наиболее интенсивно развивается устная речь. В этот период создаются благоприятные условия для ее развития и закладываются предпосылки для письменной речи, последующего речевого, языкового, личностного развития ребёнка.
Слайд 2
Целью выпускной квалификационной работы является изучение методов исследования словарного запаса, расширение словарного запаса детей в процессе занятий продуктивными видами деятельности.
Слайд 3
Объект исследования: процесс формирования словарного запаса у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: педагогические условия формирования словарного запаса у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования: расширение и уточнение словарного запаса у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня будет более эффективным в процессе продуктивных видов деятельности.
Слайд 4
В первой главе работы рассмотрены ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ.
Основные выводы по главе:
1. Атрибутивный словарь детей с ОНР обладает определенными особенностями, такими как:
- недостаточный объем словаря;
- трудности в понимании и употреблении слов с лексико-грамматическим сходством;
- трудности усвоения антонимии и синонимии.
- ограниченность и однообразие в употреблении прилагательных.
2. В продуктивной деятельности значительно быстрее формируются восприятие и осознание речи, поскольку она приобретает практическую направленность, а проблемные ситуации способствуют речевой активности.
3. Использование разнообразной детской деятельности с целью устранения речевых дефектов наиболее полно разработано для заикающихся детей и в дефектологии (олигофренопедагогике, тифлопедагогике, сурдопедагогике и т.д.).
Слайд 5
Во второй главе проводится анализ обследования словарного запаса у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В настоящее время в отечественной и зарубежной логопедии разработано множество диагностических методик по выявлению уровня развития словарного запаса у дошкольников.
Характеристики некоторых из них представлены на слайде.
Анализ данных методик позволяет сделать вывод, что методика В.П. Глухова является более полной, его обследование более комплексное.
Комплексное обследование позволяет получить целостную оценку речевой способности ребенка в разных формах речевых высказываний — от элементарных (составление фразы) до наиболее сложных (составление рассказов с элементами творчества).
Слайд 6
Именно эта методика и будет лежать в основе Обследования словарного запаса детей дошкольного возраста, которое проводилось в рамках подготовки работы.
Цель исследования — определение уровня развития словарного запаса у детей с ОНР III уровня в возрасте 5-6 лет.
В исследовании принимали участие две группы дошкольников с ОНР по 15 человек в каждой группе. Исследование проходило на базе ГОУ Детский сад № 1298.
Для этого нами была применена методика Глухова В. П., позволяющая определить уровень развития речи и словарного запаса детей необходимый для коммуникативной деятельности детей.
Задания:
1. Методика Глухова В. П. для изучения словарного запаса.
2. Выявление способности детей к установлению логико-смысловых отношений между предметами и вербализации их в виде законченной фразы-высказывания.
3. Выявление возможности детей в воспроизведении достаточно простого по структуре и небольшого по объёму текста знакомой сказки.
В результате эксперимента ожидается получить достаточно полное представление об уровне развития речи у детей с ОНР.
Слайд 7
Данные исследования речи и словарного состава при выполнении первого задания (количество слов) представлены на слайде.
По данным, представленным на слайде можно сделать вывод, что у детей как контрольной, так и экспериментальной группы довольно слабый словарный запас.
В своих рассказах они использовали всего 6-8 слов.
Кроме того, полученные результаты показали, что дети ис¬пытывали трудности в самостоятельном составлении высказываний на уровне простой законченной, в связи, с чем возникла необходимость в дополнительном вопросе, требующем назвать изображенное действие («Что делает мальчик, девочка?»).
ТОЛЬКО У НАС!
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Доклад, презентация
без предоплаты |
Более 100
бесплатных примеров |
Доработки
бесплатно |
Срок от 1 часа
до 1 дня |
Гарантия
низкой цены |
Хочу сделать заказ! |
Слайд 8
Данные исследования речи и словарного состава при выполнении второго задания представлены на слайде номер 8.
По данным, представленным на слайде можно сделать вывод, что испытуемые и контрольной и экспериментальной группы использовали в своей речи небольшое количество слов. Многие слова очень часто повторялись, поэтому они не засчитывались.
Можно сделать вывод о том, что у детей как контрольной группы, так и экспериментальной слабо развит словарный состав.
Слайд 9
Данные исследования речи и словарного запаса при выполнении третьего задания представлены на слайде номер 9.
По диаграмме видно, что развитие коммуникативной деятельности у детей с ОНР экспериментальной и контрольной группы довольно слабое.
Слайд 10
В ходе проведения обследования получили следующие основные выводы:
- На фоне значительного слабого развития связной монологической и фразовой речи у детей отмечается существенные различия в овладении навыками этого вида речевой деятельности.
- У детей 5-6 лет с ОНР показали низкий уровень сформированности словарного запаса.
- Также нарушения заключаются в неточном употреблением слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности семантических полей.
- Связная (монологическая) речь значительно отстает от возрастной нормы по уровню развития.
- Комплексное исследование речи детей позволило получить дополнительные данные о степени словарного запаса и речевой активности дошкольников с ОНР.
Слайд 11
Третья глава работы содержит описание коррекционно-педагогической работы по расширению словарного запаса детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Целью данного этапа исследования явилось проведение логопедических занятий с использованием продуктивных видов деятельности, с целью развития словарного запаса дошкольников. Занятия проводились с экспериментальной группой детей.
Направления логопедической работы:
- Обогащение словаря синонимов.
- Развитие атрибутивного словаря.
- Развитие номинативного словаря.
- Обогащение словаря антонимов.
- Развитие предикативного словаря.
- Развитие словаря обобщающих слов.
Все занятия проходили в помещении, оборудованном рабочими местами, необходимыми принадлежностями, наглядностью. В процессе обучения применялись разнообразные дидактические и методические материалы.
Слайд 12
Анализ результатов контрольного эксперимента:
- Каждое направление логопедической работы проходило в два этапа, сначала обогащается пассивный словарь, затем активизировался и закреплялся лексикон детей.
- В процесс формирующей работы у детей значительно обогатился словарный запас, и положило начало развитию их наблюдательности над словами, пробудили интерес к родному языку. У детей стало развиваться речевое общение друг с другом, они научились высказывать свои мысли, произвольно и осознанно пользоваться монологической и диалогической речью в различных видах деятельности. Это поможет детям в школе и в дальнейшей жизни, такой многогранной и все более усложняющейся.
- Таким образом, нами была подтверждена и статистически проверена выдвинутая гипотеза.
Слайд 13
Спасибо за внимание! Доклад окончен.
Мне тоже нужен хороший доклад! |
или напишите нам прямо сейчас
Написать в WhatsApp