+7 (499) 403-1034 бесплатный звонок по России

ОТ ТЕСТА ДО ЗАЩИТЫ ДИПЛОМА

Помощь с дистанционным обучением, Сессия под ключ, Материалы для защиты диплома (ВКР)

Главная » Бесплатные образцы » Дипломный доклад Сюжетно-ролевая игра как средство развития воображения у старшего дошкольного возраста

Дипломный доклад Сюжетно-ролевая игра как средство развития воображения у старшего дошкольного возраста

Представляем Вашему вниманию бесплатный образец доклада к диплому на тему «Сюжетно-ролевая игра как средство развития воображения у старшего дошкольного возраста».

 

Здравствуйте, уважаемые члены аттестационной комиссии!

Тема моей дипломной работы — «Сюжетно-ролевая игра как средство развития воображения у старшего дошкольного возраста».

Актуальность данной темы объясняется тем, что игра является одним из главных факторов развития воображения у детей, при этом многие педагоги и психологи занимались проблемой взаимосвязи сюжетно-ролевой игры и воображения. Однако эти работы проводились в середине XX века.

 

Целью работы является анализ изучение основ воображения детей старшего дошкольного возраста; определение влияния сюжетно-ролевых игр на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста.

 

 

Объект — развитие воображения детей старшего дошкольного возраста.

Предмет — сюжетно-ролевая игра как средство развития воображения детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования — сюжетно-ролевая игра может развивать воображение детей старшего дошкольного возраста если:

—           постепенно усложнять тематику сюжетно-ролевых игр, осуществляя переход от ролевого построения игры к сюжетосложению;

—           обогащать предметно-развивающую среду (дидактические игры, развивающие игрушки, зонирование помещения, и т.д.)

Исследование проводилось на базе ДОУ № 34 Красносельского района г. Санкт-Петербург.

 

В первой главе работы рассматриваются теоретические основы развития воображения в сюжетно-ролевых играх в дошкольном возрасте.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема развития воображения активно изучается педагогами и психологами. Было выделено следующее:

1.         воображение ребенка складывается в игре.

2.         неустанная работа воображения — это один из путей, ведущий к познанию и освоению детьми окружающего мира, выходу за пределы узкого личного опыта, воплощающегося в роли, сюжете, замысле игры.

3.         в   игре   ребенок   подражает   взрослым,   но   в   этом   подражании проявляются     и     развиваются     его     творческое     воображение.

4.         задача педагогов – развивать игровые умения дошкольников для возможности дальнейшего их использования.

 

Вторая глава работы содержит Изучение особенности развития воображения и сюжетно-ролевых игр старших дошкольников (по материалам констатирующего эксперимента).

 

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что организация сюжетно-ролевых игр способствует развитию воображения дошкольников. Это и определило цель констатирующего эксперимента.

Цель констатирующего эксперимента: изучить особенности развития воображения в сюжетно-ролевых играх старших дошкольников.

Для изучения уровня развития воображения мы использовали методики, разработанные О.М.Дьяченко «Дорисуй фигуру», тест «Свободный рисунок» автор Г.А. Урунтасова, наблюдение за играми детей в утреннее и послеобеденное время.

Первое задание, которое было предложено выполнить детям – Задание №1. «Дорисуй фигуру».

Цель: изучение уровня развития воображения.

Второе задание, которое выполняли дети, более сложное  — Задание № 2. «Свободный рисунок».

Цель: изучение уровня развития воображения.

Далее по всем методикам были определены уровни развития воображения у дошкольников (по О.М.Дьяченко)

На втором этапе было проведено наблюдение за особенностями сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста. Для этого мы использовали метод наблюдение за играми детей. Наблюдение за играми велось в утренний отрезок времени и после дневного сна.

Цель: изучение особенностей освоения игровых умений.

 

Констатирующий эксперимент проводился на базе ГБДОУ № 34 Красносельского района г. Санкт-Петербурга.

В эксперименте участвовало 20 детей старшей группы № 6. дети были разделены на две группы по 10 человек, в которых было равное количество мальчиков и девочек:

1 – экспериментальная группа 10 человек (100 %);

2 – контрольная группа 10 человек (100%).

На первом этапе констатирующего эксперимента изучался уровень развития воображения дошкольников. Анализ результата констатирующего эксперимента показал: Первое задание «Дорисуй фигуру» позволило определить уровень развития воображения в обеих группа.

 

ТОЛЬКО У НАС!

 

Доклад, презентация

без предоплаты

Более 100

бесплатных примеров

Доработки

бесплатно

Срок от 1 часа

до 1 дня

Гарантия

низкой цены

 

Хочу сделать заказ!

 

На основе полученных результатов дети были разделены на 4 подгруппы:

—           30 % — низкий уровень развития воображения – дети не выполнили задание указав на его сложность;

—           30 %  — допустимый уровень развития воображения – использовали схематические детали, не проявили желания к работе;

—           30 % — средний уровень развития воображения – дети использовали разнообразные элементы, дорисовывая картинки;

—           10 % — высокий уровень развития воображения – дети не только дополнили рисунки, но и точно описали, что хотели изобразить и дали им название.

Результаты контрольной группы несколько отличаются от результатов экспериментальной в лучшую сторону. Здесь у 20 % детей наблюдается высокий уровень развития воображения и 20 % — низкий.

По результатам проведенного эксперимента, дети были разделены на 4 подгруппы:

—           30 % — низкий уровень развития воображения – дети не выполнили задание,  так как оно было сложным и ограниченным по времени;

—           40 %  — допустимый уровень развития воображения – дети выполнили задание частично, так как начали выполнять поздно. Используемые сюжеты отличались шаблонностью;

—           20 %  — средний уровень развития воображения – дети рисовали пейзажи, иллюстрации к сказкам, при этом использовались наиболее простые сюжеты «Курочка ряба», «Колобок»;

—           10 % — высокий уровень развития воображения – отмечено наличие фантастического сюжета, который повествует о жизни на другой планете.

Следует отметить, что наибольшие трудности дети испытывали при выполнении заданий, требующих использования таких приемов создания творческих образов как: инверсия, агглютинация, комбинирование.

Проведенный сравнительный анализ позволяет утверждать, что в контрольной и экспериментальной группе развитие воображения у детей находится примерно на одинаковом уровне.

На втором этапе изучались особенности сюжетно — ролевой игры детей старшего дошкольного возраста.

Наблюдение за играми в утренний отрезок времени и после дневного сна дало возможность изучить особенности игровых умений детей. Наблюдались следующие игры детей: «Поликлиника», «Моряки», «Гараж», игры с куклами. Были определены 4 группы детей:

—           группа (10 %): игровая деятельность детей разворачивалась параллельно, контакта между   играющими не было.

—           группа (60%): дети играли в сюжетно-ролевые игры, отражая в них

традиционные,   бытовые   и   профессиональные   темы.  

—           группа (20%): построение сюжета происходило по ходу игры на основе

изменения ролевого поведения, смены ролей.

—           группа (10 %): детям интересны игры, которые проходят в вербальном

плане,  с  минимальным  опредмечиванием  сюжета.

В результате проведения второго этапа констатирующего эксперимента:

У 10% детей был выявлен критический уровень развития сюжетно-ролевой игры.

У 60% детей был определен допустимый уровень развития игровой деятельности.

У 20 % детей отмечена высокая активность в использовании сюжетно-ролевых игр, наблюдается постоянная смена ролей, дети с удовольствием придумывают новые сюжеты.

У 10 % детей наблюдается переход от сюжетно-ролевой игры к игре-фантазированию.

Таким образом, анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что дети способны к проявлению воображения, оригинальности замысла, однако, возникают трудности, связанные с умением вербально интерпретировать изображение, а также создавать новые образы.

Следовательно, в проект экспериментальной работы необходимо включить задания, направленные на развитие воображения детей.

Исследования сюжетно-ролевых игр детей 6-7 лет указывают на преобладание игр, отражающих традиционные, бытовые, профессиональные темы.

Мы считаем, что ограниченность разнообразия сюжетов связана с недостаточным уровнем развития воображения, творчества.

Поэтому необходимо включить в проект формирующего эксперимента комплексные задания и упражнения, направленные на развитие воображения в сюжетно-ролевых играх.

 

Методика формирующего эксперимента базируется на данных, полученных нами в ходе констатирующего эксперимента. Согласно им, у большинства детей наблюдается недостаточный уровень развития воображения. Это и определило цель формирующего эксперимента.

Цель формирующего эксперимента разработать и апробировать педагогический проект, направленный на развитие воображения в сюжетно-ролевых играх старших дошкольников.

В основу разработки проекта положены отдельные методы и приемы из работ О.М. Дьяченко, В.А Деркунской, Н.Я. Михаиленко, Н.А. Коротковой.

На первом этапе формирующего эксперимента основной целью являлось ознакомление детей с использованием различных методов развития воображения.

 Задачи:

1.         Познакомить детей с приемами создания творческих образов: инверсией, как приемом изменения свойств на противоположные; агглютинацией, как приемом увеличения — уменьшения; комбинированием, как приемом выделения и объединения свойств.

2.         Развивать    умения    детей    старшего    дошкольного    возраста    по

использованию приемов инверсии,  комбинирования,  агглютинации в своей творческой деятельности.

3.         Воспитывать     желание     участвовать     в     совместной     творческой

деятельности.

Для решения поставленных задач использовались постепенно усложняющиеся сюжетно-ролевые игры.

Вся работа строилась на основе дифференцированного подхода к детям и предполагала вариативность игр и занятий, ориентированную на учет интересов девочек и мальчиков.

 

Контрольный   эксперимент   проводился   после   внедрения   проекта   по методикам констатирующего этапа эксперимента.

Цель   контрольного   эксперимента:   выявить   влияние   педагогического проекта на уровень развития воображения старших дошкольников.

Результаты контрольного эксперимента показывают, что использование сюжетно-ролевых игр и заданий позволило значительно повысить уровень развития воображения дошкольников. В результате проведенной работы ни один из детей не отказался выполнять задания. Количество детей с допустимым уровнем развития воображения снизилось на 10 %, а количество детей с уровнем развития средний и высокий увеличилось на 10 % и 30 % соответственно.

Наблюдение за игровой деятельностью детей позволило выявить следующие изменения в экспериментальной группе:

—           У детей наблюдалось значительное изменение отношения к игре;

—           В сюжетах игр детей появились новые персонажи (Три богатыря и др.)

—           В ходе игры дети активно комбинировали сюжеты

В контрольной группе значительных изменений в игровой деятельности дошкольников не обнаружено.

Результаты контрольного эксперимента позволили выявить, что в результате использования сюжетно-ролевых игр и специальных игровых упражнений уровень развития воображения у дошкольников значительно повысился.

Таким образом, мы делаем вывод, что использование сюжетно-ролевых игр способствует развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста.

 

Гипотеза работы нашла свое подтверждение.

Спасибо за внимание! Доклад окончен.

 

Мне тоже нужен хороший доклад!