Представляем Вашему вниманию бесплатный образец доклада к диплому на тему «Сюжетно-ролевая игра как средство развития воображения у старшего дошкольного возраста».
Здравствуйте, уважаемые члены аттестационной комиссии!
Тема моей дипломной работы — «Сюжетно-ролевая игра как средство развития воображения у старшего дошкольного возраста».
Актуальность данной темы объясняется тем, что игра является одним из главных факторов развития воображения у детей, при этом многие педагоги и психологи занимались проблемой взаимосвязи сюжетно-ролевой игры и воображения. Однако эти работы проводились в середине XX века.
Целью работы является анализ изучение основ воображения детей старшего дошкольного возраста; определение влияния сюжетно-ролевых игр на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста.
Объект — развитие воображения детей старшего дошкольного возраста.
Предмет — сюжетно-ролевая игра как средство развития воображения детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования — сюжетно-ролевая игра может развивать воображение детей старшего дошкольного возраста если:
— постепенно усложнять тематику сюжетно-ролевых игр, осуществляя переход от ролевого построения игры к сюжетосложению;
— обогащать предметно-развивающую среду (дидактические игры, развивающие игрушки, зонирование помещения, и т.д.)
Исследование проводилось на базе ДОУ № 34 Красносельского района г. Санкт-Петербург.
В первой главе работы рассматриваются теоретические основы развития воображения в сюжетно-ролевых играх в дошкольном возрасте.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема развития воображения активно изучается педагогами и психологами. Было выделено следующее:
1. воображение ребенка складывается в игре.
2. неустанная работа воображения — это один из путей, ведущий к познанию и освоению детьми окружающего мира, выходу за пределы узкого личного опыта, воплощающегося в роли, сюжете, замысле игры.
3. в игре ребенок подражает взрослым, но в этом подражании проявляются и развиваются его творческое воображение.
4. задача педагогов – развивать игровые умения дошкольников для возможности дальнейшего их использования.
Вторая глава работы содержит Изучение особенности развития воображения и сюжетно-ролевых игр старших дошкольников (по материалам констатирующего эксперимента).
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что организация сюжетно-ролевых игр способствует развитию воображения дошкольников. Это и определило цель констатирующего эксперимента.
Цель констатирующего эксперимента: изучить особенности развития воображения в сюжетно-ролевых играх старших дошкольников.
Для изучения уровня развития воображения мы использовали методики, разработанные О.М.Дьяченко «Дорисуй фигуру», тест «Свободный рисунок» автор Г.А. Урунтасова, наблюдение за играми детей в утреннее и послеобеденное время.
Первое задание, которое было предложено выполнить детям – Задание №1. «Дорисуй фигуру».
Цель: изучение уровня развития воображения.
Второе задание, которое выполняли дети, более сложное — Задание № 2. «Свободный рисунок».
Цель: изучение уровня развития воображения.
Далее по всем методикам были определены уровни развития воображения у дошкольников (по О.М.Дьяченко)
На втором этапе было проведено наблюдение за особенностями сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста. Для этого мы использовали метод наблюдение за играми детей. Наблюдение за играми велось в утренний отрезок времени и после дневного сна.
Цель: изучение особенностей освоения игровых умений.
Констатирующий эксперимент проводился на базе ГБДОУ № 34 Красносельского района г. Санкт-Петербурга.
В эксперименте участвовало 20 детей старшей группы № 6. дети были разделены на две группы по 10 человек, в которых было равное количество мальчиков и девочек:
1 – экспериментальная группа 10 человек (100 %);
2 – контрольная группа 10 человек (100%).
На первом этапе констатирующего эксперимента изучался уровень развития воображения дошкольников. Анализ результата констатирующего эксперимента показал: Первое задание «Дорисуй фигуру» позволило определить уровень развития воображения в обеих группа.
ТОЛЬКО У НАС!
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Доклад, презентация
без предоплаты |
Более 100
бесплатных примеров |
Доработки
бесплатно |
Срок от 1 часа
до 1 дня |
Гарантия
низкой цены |
Хочу сделать заказ! |
На основе полученных результатов дети были разделены на 4 подгруппы:
— 30 % — низкий уровень развития воображения – дети не выполнили задание указав на его сложность;
— 30 % — допустимый уровень развития воображения – использовали схематические детали, не проявили желания к работе;
— 30 % — средний уровень развития воображения – дети использовали разнообразные элементы, дорисовывая картинки;
— 10 % — высокий уровень развития воображения – дети не только дополнили рисунки, но и точно описали, что хотели изобразить и дали им название.
Результаты контрольной группы несколько отличаются от результатов экспериментальной в лучшую сторону. Здесь у 20 % детей наблюдается высокий уровень развития воображения и 20 % — низкий.
По результатам проведенного эксперимента, дети были разделены на 4 подгруппы:
— 30 % — низкий уровень развития воображения – дети не выполнили задание, так как оно было сложным и ограниченным по времени;
— 40 % — допустимый уровень развития воображения – дети выполнили задание частично, так как начали выполнять поздно. Используемые сюжеты отличались шаблонностью;
— 20 % — средний уровень развития воображения – дети рисовали пейзажи, иллюстрации к сказкам, при этом использовались наиболее простые сюжеты «Курочка ряба», «Колобок»;
— 10 % — высокий уровень развития воображения – отмечено наличие фантастического сюжета, который повествует о жизни на другой планете.
Следует отметить, что наибольшие трудности дети испытывали при выполнении заданий, требующих использования таких приемов создания творческих образов как: инверсия, агглютинация, комбинирование.
Проведенный сравнительный анализ позволяет утверждать, что в контрольной и экспериментальной группе развитие воображения у детей находится примерно на одинаковом уровне.
На втором этапе изучались особенности сюжетно — ролевой игры детей старшего дошкольного возраста.
Наблюдение за играми в утренний отрезок времени и после дневного сна дало возможность изучить особенности игровых умений детей. Наблюдались следующие игры детей: «Поликлиника», «Моряки», «Гараж», игры с куклами. Были определены 4 группы детей:
— группа (10 %): игровая деятельность детей разворачивалась параллельно, контакта между играющими не было.
— группа (60%): дети играли в сюжетно-ролевые игры, отражая в них
традиционные, бытовые и профессиональные темы.
— группа (20%): построение сюжета происходило по ходу игры на основе
изменения ролевого поведения, смены ролей.
— группа (10 %): детям интересны игры, которые проходят в вербальном
плане, с минимальным опредмечиванием сюжета.
В результате проведения второго этапа констатирующего эксперимента:
У 10% детей был выявлен критический уровень развития сюжетно-ролевой игры.
У 60% детей был определен допустимый уровень развития игровой деятельности.
У 20 % детей отмечена высокая активность в использовании сюжетно-ролевых игр, наблюдается постоянная смена ролей, дети с удовольствием придумывают новые сюжеты.
У 10 % детей наблюдается переход от сюжетно-ролевой игры к игре-фантазированию.
Таким образом, анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что дети способны к проявлению воображения, оригинальности замысла, однако, возникают трудности, связанные с умением вербально интерпретировать изображение, а также создавать новые образы.
Следовательно, в проект экспериментальной работы необходимо включить задания, направленные на развитие воображения детей.
Исследования сюжетно-ролевых игр детей 6-7 лет указывают на преобладание игр, отражающих традиционные, бытовые, профессиональные темы.
Мы считаем, что ограниченность разнообразия сюжетов связана с недостаточным уровнем развития воображения, творчества.
Поэтому необходимо включить в проект формирующего эксперимента комплексные задания и упражнения, направленные на развитие воображения в сюжетно-ролевых играх.
Методика формирующего эксперимента базируется на данных, полученных нами в ходе констатирующего эксперимента. Согласно им, у большинства детей наблюдается недостаточный уровень развития воображения. Это и определило цель формирующего эксперимента.
Цель формирующего эксперимента разработать и апробировать педагогический проект, направленный на развитие воображения в сюжетно-ролевых играх старших дошкольников.
В основу разработки проекта положены отдельные методы и приемы из работ О.М. Дьяченко, В.А Деркунской, Н.Я. Михаиленко, Н.А. Коротковой.
На первом этапе формирующего эксперимента основной целью являлось ознакомление детей с использованием различных методов развития воображения.
Задачи:
1. Познакомить детей с приемами создания творческих образов: инверсией, как приемом изменения свойств на противоположные; агглютинацией, как приемом увеличения — уменьшения; комбинированием, как приемом выделения и объединения свойств.
2. Развивать умения детей старшего дошкольного возраста по
использованию приемов инверсии, комбинирования, агглютинации в своей творческой деятельности.
3. Воспитывать желание участвовать в совместной творческой
деятельности.
Для решения поставленных задач использовались постепенно усложняющиеся сюжетно-ролевые игры.
Вся работа строилась на основе дифференцированного подхода к детям и предполагала вариативность игр и занятий, ориентированную на учет интересов девочек и мальчиков.
Контрольный эксперимент проводился после внедрения проекта по методикам констатирующего этапа эксперимента.
Цель контрольного эксперимента: выявить влияние педагогического проекта на уровень развития воображения старших дошкольников.
Результаты контрольного эксперимента показывают, что использование сюжетно-ролевых игр и заданий позволило значительно повысить уровень развития воображения дошкольников. В результате проведенной работы ни один из детей не отказался выполнять задания. Количество детей с допустимым уровнем развития воображения снизилось на 10 %, а количество детей с уровнем развития средний и высокий увеличилось на 10 % и 30 % соответственно.
Наблюдение за игровой деятельностью детей позволило выявить следующие изменения в экспериментальной группе:
— У детей наблюдалось значительное изменение отношения к игре;
— В сюжетах игр детей появились новые персонажи (Три богатыря и др.)
— В ходе игры дети активно комбинировали сюжеты
В контрольной группе значительных изменений в игровой деятельности дошкольников не обнаружено.
Результаты контрольного эксперимента позволили выявить, что в результате использования сюжетно-ролевых игр и специальных игровых упражнений уровень развития воображения у дошкольников значительно повысился.
Таким образом, мы делаем вывод, что использование сюжетно-ролевых игр способствует развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза работы нашла свое подтверждение.
Спасибо за внимание! Доклад окончен.
Мне тоже нужен хороший доклад! |
или напишите нам прямо сейчас
Написать в WhatsApp