+7 (499) 403-1034 бесплатный звонок по России

Главная » Бесплатные образцы » Речь на защиту диплома "Психологическая готовность к школьному обучению": пример, образец, бесплатно, скачать

Речь на защиту диплома «Психологическая готовность к школьному обучению»: пример, образец, бесплатно, скачать

Представляем Вашему вниманию бесплатный образец доклада к диплому на тему «Психологическая готовность к школьному обучению».

 

Здравствуйте, уважаемые члены аттестационной комиссии!

Тема моей выпускной квалификационной работы — «Психологическая готовность к школьному обучению и её формирование в дошкольных учреждениях (на примере МБДОУ «Детский сад № 247»)».

Актуальность темы обусловлена тем, что для обучения в школе необходим достаточно высокий уровень общего развития ребенка, наличие у него соответствующих мотивов учения, умственной активности, любознательности, достаточной произвольности, управляемости поведения и т.д. И конечно, он должен быть готов к успешному усвоению учебных предметов.

Целью работы является особенности формирования психологической готовности к обучению  детей старшего дошкольного возраста.

Для реализации цели был поставлен и решен ряд задач.

Объектом исследования являются дети подготовительной группы МБДОУ «Детский сад № 247».

Предметом исследования — психологическая готовность детей к школе.

В ходе работы были рассмотрены теоретические аспекты готовности ребенка к школе в психологии.

Для достижения цели, во второй главе работы производится экспериментальное исследование психологической готовности к  школьному обучению у детей старшего дошкольного

В исследовании принимали участие 22 ребёнка старшего дошкольного возраста МБДОУ.

Основу нашего исследования составили следующие методики:

  1. Методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т. А.  Нежновой, Д. Б. Эльконина, А. Л.  Венгера)
  2. Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йерасека, являющийся модификацией теста А. Керна.
  3. Методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина .
  4. Методика  «Лесенка» Г. Щур.
  5. Методика «Какой Я?».
  6. Проект программы психологической подготовки детей к школе.

Результаты диагностики по методике «Беседа о школе» в модифицированном варианте Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. Представлены в табл1 раздаточного материала.

Анализ полученных данных позволяет сделать следующий вывод:

  1. Из числа обследованных детей старшего дошкольного возраста МБДОУ  выявлено, что у 7 детей (32%) внутренняя позиция школьника достаточно сформирована, то есть прослеживается школьно-учебная ориентация ребенка и положительное отношение к школе;
  2. У 11 детей (50%) начальная стадия формирования внутренней позиции школьника, то есть преимущественный интерес ребенка к внешней атрибутике школьной жизни;
  3. Из числа обследованных детей следует отметить, что у 4 детей (18%) внутренняя позиция школьника не сформирована, т.е. дети  не проявляют интереса к школе.

Результаты исследования методики ориентационный тест школьной зрелости Керна – Йерасека представлены в таблице2 и на рис2 раздаточного материала.

Анализ приведенных в таблице данных позволяет сделать следующий вывод:

  1. Из числа обследованных детей старшего дошкольного возраста МБДОУ №247 выявлено, что у 6 детей (27%) уровень готовности к обучению в школе выше среднего.
  2. У 12 детей (55%) уровень готовности к обучению в школе — средний.
  3. Из числа обследованных детей следует отметить, что у 4 детей (18%) уровень готовности к обучению в школе ниже среднего.

Результаты исследования методики «Графический диктант» Д. Б. Эльконина представлены в таб3 и на рис3 раздаточного материала.

Анализ приведенных в таблице данных позволяет сделать следующие выводы:

  1. Из числа обследованных детей старшего дошкольного возраста МБДОУ выявлено, что у 6 детей (27%) высокий уровень готовности к обучению в школе.
  2. У 2 детей (9%) уровень готовности к обучению в школе — выше среднего, но не достаточно высокий.
  3. Из числа обследованных детей следует отметить, что у 10 детей (45%) средний уровень готовности к обучению в школе.
  4. У 3 детей (14%) уровень готовности к обучению в школе ниже среднего, а у одного ребенка (5%) – низкий.

Результаты диагностики самооценки личности у детей дошкольного возраста по методике «Лесенка» В.Г. Щур. Представлны в таб4 и на рис4 раздаточного материала.

Как видно из таблицы, среди детей старшего дошкольного возраста, принявших участие в диагностическом исследовании,  3 ребёнка (14%) имеют неадекватно завышенную оценку о себе. Такие дети считают, что мама оценивает их также, аргументируя свой выбор, ссылаются на мнение взрослого. Дети данной группы не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия. 

Из числа, обследуемых, также есть дети с завышенной самооценкой – 5 (23%). У 14 (63%) детей собственная оценка адекватная.

Результаты исследования методики «Какой Я?» представлены в табл5 и на рис5 раздаточного материала.

Как видно по полученным данным, среди детей старшего дошкольного возраста, принявших участие в диагностическом исследовании,  2 дошкольника (9%) имеют очень высокий и 10 (45%) высокий уровень самооценки по десяти различным положительным качествам личности.  Средний уровень самооценки у 12 дошкольников (56%). 

Первичные итоговые результаты по психологическим критериям готовности к школе детей старшего дошкольного возраста на начало учебного года представлены рисунке 6 раздаточного материала.

 

ТОЛЬКО У НАС!

 

Доклад, презентация

без предоплаты

Более 100

бесплатных примеров

Доработки

бесплатно

Срок от 1 часа

до 1 дня

Гарантия

низкой цены

 

Хочу сделать заказ!

 

Как видно из таблицы, среди детей старшего дошкольного возраста, принявших участие в диагностическом исследовании,  18 дошкольников (82 % от общего количества) имеют высокий уровень сформированности произвольности, развития зрительно-моторной  координации мелких мышц руки, осуществляют заданное правило и одновременно ориентируются на зрительно-воспринимаемый образец, достаточно легко ориентируются в выполнении предложенных заданий, умеют слушать, способны действовать по данному алгоритму, сосредоточенно выполнять произвольные действия, а также имеют достаточно полные и расчлененные представления, что отражает развитость наглядно-образного  мышления. Дети данной группы умеют планировать собственные действия, предвидят результат своей деятельности, доводят начатое дело до конца, при отсутствии дополнительной внешней мотивации способны выполнять малопривлекательные, однообразные задания. Анализируя данные обследования, можно сделать вывод, что эти дети готовы (условно готовы) к функциональному обучению в школе.

Низкий уровень готовности к школе показали 4 детей, что составляет  18% от общего количества диагностируемых. Эти дети не заинтересованы в выполнении заданий, не внимательны, не слушают взрослого и выполняют задания согласно своим желаниям. Можно сделать вывод, что данная группа детей не готова к функциональному обучению в школе и требует дальнейшего развития психических процессов. 

Первичные обобщённые данные по самооценки детей на начало учебного года детей старшего дошкольного возраста представлены на рисунке 7 раздаточного материала.

Как видно из таблицы, среди детей старшего дошкольного возраста, принявших участие в диагностическом исследовании,  у 19 (86%) дошкольников достаточный уровень самооценки. Эти дети реалистично оценивают свои возможности, успехи и самокритичны к своим неудачам. У 3 дошкольников (14%) очень высокий, что может говорить об избытке или переизбытке родительского влияния. С данной группой детей, а также с педагогами группы проведена дополнительная беседа. 

После реализации  развивающей программы психологической подготовки детей к школе было проведено  повторное  психодиагностическое исследование. Произошли  значительные изменения, по показателям учебной и личностной подготовки детей к школе.

Результаты, психологического  исследования до и после по  методике «Беседа о школе»  представлены  в таблице 6 и на рисунке 8 раздаточного материала.

После проведения развивающей программы психологической подготовки детей к школе наблюдаются существенные изменения. По полученным результатам можно сделать следующие выводы:

  1. После применения коррекционной программы, показатели значительно повысились до 59% (13 детей);
  2. До проведения программы на начальной стадии находилось 50% (11детей), после показатели данной стадии снизились до  41% (9 детей), т.к. испытуемые, находящиеся на данной стадии до реализации коррекционной программы повысили свои знания до уровня достаточной сформированности.
  3. По третей стадии до проведения мероприятия у 18%(4 детей) внутренняя позиция школьника не была сформирована, однако эти результаты снизились до 0%, что говорит об эффективности применения данной коррекционной программы.

В ходе работы были рассмотрены  результаты определения готовности ребёнка к школе по методике Керна – Йерасека до и после развивающей программы. Результаты, полученные в ходе исследования, приведены в таблице 7 и на рисунке 9 раздаточного материала.

По результатам определения готовности ребенка к школе согласно методике Керна-Йерасека можно сделать следующие выводы:

  1. После проведения коррекционной программы, обследуемые показали выше среднего уровня готовности у 12 детей (54 %), что наполовину больше до проведения коррекционного мероприятия.
  2. После проведения коррекционной программы у 10 детей (46 %) уровень готовности к школе средний.
  3. После проведения коррекционной программы детей с низким уровнем готовности к школе не выявлено.

Результаты контрольного эксперимента  по методике Д.Б. Эльконина «Графический диктант»    приведены в таблице 8 и рисунке 10 раздаточного материала.  

Анализ приведенных в таблице до и после проведения коррекционной программы данных позволяет сделать следующие выводы:

  1. После проведения коррекционной программы выявлено у 12 детей (54,5 %) высокий уровень готовности к школе.
  2. После проведения коррекционной программы у 8 детей (36,5 %) уровень готовности выше среднего.
  3. После проведения коррекционной программы у 2 детей (9 %) уровень готовности средний.
  4. После проведения коррекционной программы детей с низким уровнем подготовки детей к школе не выявлено. Эти дети еще не готовы к обучению в школе.

Диагностика самооценки личности у детей дошкольного возраста по методике «Лесенка» В.Г. Щур. Результаты диагностики до и после развивающей программы приведены в таблице 9 и рисунке 11 раздаточного материала.  

Результаты психологического исследования  по методике самооценки личности у детей дошкольного возраста по методике «Лесенка» В.Г. Щур, дают возможность сделать следующие выводы:

  1. неадекватно завышенный уровень самооценки наблюдается у 14 % детей до проведения  программы, однако после использования данной программы этот процент снизился до 0%;
  2. 23 % обследуемых детей имели высокий уровень самооценки, после применения программы по психологической готовности школьника показало 0 %;
  3. Адекватная самооценка наблюдалась у 63 % детей до проведения психологической программы, однако этот показатель значительно увеличился до 100%.

Таким образом, при повторном исследовании, мы видим, что результаты заметно изменились (улучшились) в отличие от результатов первичного исследования, а именно уменьшились показатели у испытуемых с завышенной самооценкой

Следовательно, мы можем отметить, что реализация  программы психологической подготовки детей к школе способствовала  снижению: завышенной самооценки детей на адекватную в сторону  увеличения, что подтверждает вторую гипотезу нашего исследования.

Методика, «Какой Я?» использовалась для выявления уровня самооценки. Результаты диагностики представлены до и после проведения коррекционной программы в процентном соотношении приведены в таблице 10 и рисунке 12 раздаточного материала.  

Анализируя полученные данные психологического исследования
до и после развивающей работы, «Какой я?» были выделены следующие выводы:

  1. У 32 % обследуемых до проведения развивающей работы наблюдался достаточно сформированный уровень самооценки детей, однако после проведения коррекционной работы наблюдается значительное улучшение у детей(59%);
  2. Самооценка сформирована на начальном этапе наблюдалась у 50 % детей, проведение психологической работы с данной категорией обследуемых, после повторного проведения снизился до 41 %;
  3. На момент проведения методики «Какой Я», у 18 % респондентов был определен низкий уровень или не достаточно сформированный уровень самооценки. После применения коррекционной программы этот показатель упал до 0%.

Результаты контрольного эксперимента улучшились в отличии от результатов первичного исследования. На основании всего выше изложенного можно сказать, что данная развивающей программа оказала эффективное влияние на развитие необходимых психических познавательных процессов, что поможет увеличить уровень готовности к школе детей.

Таким образом, результаты нашей работы подтверждают   выдвинутое нами предположение о том, что разработанная нами программа психологической подготовки детей к школе, включающая в себя комплекс занятий и индивидуальные психологические занятия, будут способствовать, развитию психологической готовности детей к школьному обучению с адекватной самооценкой личности.

Проведённое исследование, полученные данные, а также разработанная  и апробированная программа психологической подготовки детей к школьному обучению в школе, может стать эффективным  средством в работе педагога — психолога детского сада с детьми.

Таким образом, Цель работы — особенности формирования психологической готовности к обучению  детей старшего дошкольного возраста – достигнута.

Спасибо за внимание! Доклад окончен.

 

Мне тоже нужен хороший доклад!