Представляем Вашему вниманию бесплатный образец доклада к диплому на тему «Ценностные ориентации педагогов в условиях модернизации образования».
Здравствуйте, уважаемые члены аттестационной комиссии!
Тема работы — Ценностные ориентации педагогов в условиях модернизации образования.
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена глобальными преобразованиями в социальной, экономической, политической сферах современной России, которые затрагивают всю сферу образования.
Цель исследования: на основеанализа теоретических источников и практического исследования выявить особенности смысложизненных ориентаций и профессиональных ценностей выпускников педагогического колледжа и сформировать ряд выводов и предложений на основе полученных результатов.
Первая глава исследования содержит теоретические основы исследования ценностных ориентаций педагогов в условиях модернизации российского образования.
Современное развитие общества требует качественных изменений в системе образования. Основными направлением развития в этой сфере должны стать поворот к человеку и создание условий для его эффективного саморазвития.
К факторам, которые тормозят процессы модернизации в образовании, относится экстернальный тип ценностной системы и верность классическому типу профессиональной направленности. Подобные учителя действуют исходя из сформировавшихся традиций обучения, не связывают обучение с развитием у учащихся мобильности, инициативности, стремления к успеху.
На мой взгляд, ценностно-смысловая сфера будущих педагогов приобретает в настоящее время особое значение, и выступает предпосылкой для последующей благополучной профессиональной социализации и открывает для субъекта возможность реально участвовать в строительстве системы новой школы.
Во второй главе исследования представлена эмпирическая работа по развитию ценностных ориентаций педагога в условиях модернизации образования в России.
Анализ научной, методической литературы позволил определить структуру организации эмпирического исследования и подобрать наиболее результативные методы, позволяющие в полном объеме раскрыть суть нашего исследования.
Выборку испытуемых составляли учащиеся последнего курса Калязинского педагогического колледжа. Всего в исследовании приняли участие 51 человек, среди них 6 юношей и 45 девушек. При этом 20 человек из них обучаются по специальности «преподаватель в начальных классах», остальные 31- «социальный педагог».
Методики и методы исследования.
- Методика диагностики ценностных ориентаций в карьере «Якоря карьеры» (Э.Шейн, перевод и адаптация В.А.Чикер, В.Э.Винокурова).
Цель методики: выявить ценностные ориентации, социальные установки, интересы и социально обусловленные побуждения к деятельности, характерные для определённого человека.
- Тест смысложизненых ориентаций (Дж. Крамбо, в адаптации К. Муздыбаева).
Цель: выявление смысложизненных ориентаций и отношения к жизни испытуемых.
ТОЛЬКО У НАС!
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Доклад, презентация
без предоплаты |
Более 100
бесплатных примеров |
Доработки
бесплатно |
Срок от 1 часа
до 1 дня |
Гарантия
низкой цены |
Хочу сделать заказ! |
Результаты исследования получились следующие:
Анализ выполнения испытуемыми методики «Якоря карьеры» выявил особенности карьерных ориентаций у будущих педагогов:
Как видно из Таблицы 1 и Рисунка 1, у выпускников педагогического вуза наиболее выраженными оказались такие карьерные ориентации, как «стабильность работы» (8 баллов); «служение» (7,7 баллов); «интеграция стилей жизни» (7,5 баллов).
Данные свидетельствуют о том, что учащиеся педагогического колледжа в большей степени ориентированы на стабильность работы и связанных с ней социальных гарантий, они связывают свою работу с будущей карьерой.
Также будущие педагоги показали высокий уровень стремления реализации социальных и личностных ценностей. Они направлены на саморазвитие, стремятся максимально эффективно использовать свои способности в реализуемой деятельности. Также на высоком уровне оказалось стремление к уравновешиванию значимости личной, семейной и профессиональной деятельности.
Наименее выраженными у учащихся педагогического колледжа оказались ориентации на лидерство, высокий материальный доход, стремление добиться власти и высокой должности, на соревновательность, стабильность места проживания, создание собственного бизнеса.
Анализ выполнения испытуемыми теста Дж. Крамбо выявил особенности смысложизненных ориентаций в исследуемой группе (см. Таблица 2, Рис. 2):
Оказалось, что в целом такие смысложизненные ориентации как «цели жизни» (29, 6 баллов); «процесс жизни» (30,5 баллов); «локус контроль жизни» (31,4) находятся на среднем уровне, а «результативность жизни» (25,4 балла) и «локус контроля Я» (20,5 балла) на низком уровне. Данные свидетельствуют об ориентации будущих педагогов в большей степени на «настоящее» и «будущее», чем на осмысление прошлого опыта. У них выражена удовлетворенность собственной жизнью и восприятие ее как полноценной и эмоционально насыщенной. С другой стороны, у выпускников педагогического колледжа сформировано понимание о возможности контроля собственно и чужой жизни, что может выражаться в стремлении к передаче опыта другим людям, создании условий для научения других людей управлять своей жизнью.
Общий балл осмысленности жизни свидетельствует о стремлении будущих педагогов контролировать свою жизнь, прожить ее полноценно и эмоционально насыщенно, наполнить ее смыслом.
Для оценки и сравнения карьерных ориентаций выпускников-юношей и выпускников-девушек подсчитывались средние показатели по каждой шкале методики «Якоря карьеры» в выборке юношей и в выборке девушек. Статистическая достоверность отличий проверялась с помощью t-критерия Стьюдента (см. Таблицу 3, Рис. 3).
Как видно из Таблицы 4, у выпускников-девушек карьерная ориентация «служение» достоверно выше, чем у выпускников-юношей. Таким образом, они относятся к выбору профессии, как реализации личностных и социальных целей. Выпускники-юноши, выбирающие педагогическую профессию, испытывают трудности, связанные с ограничением, установленными правилами, ориентированы больше на самостоятельность и свободу, что может быть обусловлено их возрастными особенностями.
Для оценки и сравнения смысложизненных ориентаций выпускников-юношей и выпускников-девушек подсчитывались средние показатели по каждой шкале теста СЖО Дж. Крамбо, в адаптации К. Муздыбаева в выборке юношей и в выборке девушек. Статистическая достоверность отличий проверялась с помощью по t-критерия (см. Таблицу 4, Рис. 4).
Оказалось, что у выпускников-девушек достоверно выше показатели таких смысложизненных ориентаций, как «процесс», «результат», «локус контроля жизни» и «общая осмысленность жизни», чем у выпускников-юношей.
Полученные данные свидетельствуют о большей осмысленности жизни у выпускников-девушек в данный возрастной период, чем у выпускников-юношей.
Для оценки и сравнения карьерных ориентаций выпускников, получающих различные специальности, подсчитывались средние показатели по каждой шкале методики «Якоря карьеры» (Э. Шейн, перевод и адаптация В. А. Чикер, В. Э. Винокурова) в выборке выпускников по специальности «преподаватель в начальных классах» и в выборке выпускников по специальности «социальная педагогика». Статистическая достоверность отличий проверялась с помощью t-критерия Стьюдента (см. Таблицу 5, Рис. 5).
Как видно из Таблицы, у будущих учителей начальных классов достоверно выше показатель карьерной ориентации «профессиональная компетентность» и на уровне статистической тенденции выше показатель карьерной ориентации «служение», по сравнению с будущими социальными педагогами. В свою очередь, у будущих социальных педагогов достоверно выше показатель карьерной ориентации «менеджмент» по сравнению с будущими учителями начальных классов.
Для выявления взаимосвязи карьерных ориентаций со смысложизненными ориентациями был проведен корреляционный анализ с использованием коэффициента корреляции r-Пирсона. По результатам корреляционного анализа была построена корреляционная плеяда (см. Рис. 6).
Основные результаты.
Проведенное эмпирическое исследование полностью подтвердило первоначально выдвинутую нами гипотезу о том, что ценностные ориентации молодых педагогов соответствуют новым запросам российского образования, и во многом определяются полом и получаемой специальностью.
При этом наиболее соответствуют новым потребностям российской системы образования девушки, обучающиеся по специальности «преподаватель в начальной школе». Юноши еще достаточно редко выбираю профессию педагога, особенно педагога начальной школы.
К результатам работы, имеющим практическую значимость, можно отнести выработку практических рекомендаций для оптимизации ориентаций педагогов в современных условиях модернизации российского образования:
Выявлена необходимость профориентационного исследования старшеклассников при выборе ими профессионального пути. Кроме того,
1. Особенную важность приобретает работа, направленная на повышение престижа работы учителя особенно среди юношей, выпускников школ.
2. Возможно, было бы полезно изучение ценностных ориентаций людей, выбравших педагогическую профессию, еще на этапе поступления в учебное заведение.
3. Во время учебы также необходимо развивать у учащихся ценности, связанные с познанием, развитием, творчеством, лежащие в основе внутренней мотивации профессиональной деятельности.
Проведенное исследование показало, что ценностно-смысловая сфера будущих педагогов приобретает в настоящее время особое значение, выступает предпосылкой для последующей благополучной профессиональной социализации и открывает для субъекта возможность реально участвовать в строительстве новой школы.
Мне тоже нужен хороший доклад! |
или напишите нам прямо сейчас
Написать в WhatsApp