Представляем Вашему вниманию бесплатный образец доклада к диплому на тему «Личностные особенности подростков».
Здравствуйте, уважаемые члены аттестационной комиссии!
Тема моей выпускной квалификационной работы — «Личностные особенности подростков играющих в компьютерные игры и интернет-зависимость».
Актуальность темы обусловлена тем, что в обществе актуальна дискуссия о характере влияния компьютерных игр на психику и личность человека, положительно ли оно или отрицательно. Данный факт не мог не привлечь внимания психологов, и именно этот аспект изучения компьютерных игр чаще всего оказывается в центре внимания..
Целью работы является изучение влияния компьютерных игр на личностные особенности подростков, а именно, выявление особенностей характерологических черт, свойственные личностям с различным игровым опытом и жанровыми предпочтениями.
Объектом исследования является личность, играющих в компьютерные игры.
Предмет исследования – личностные особенности подростков увлекающиеся компьютерными играми и компьютерная зависимость.
Гипотеза исследования – личностными особенностями подростка, играющего в компьютерные игры являются: креативность, уверенность в себе, стремление к достижениям, предприимчивость, ответственность, эмоциональность, впечатлительность, замкнутость, депрессивность, тревожность, импульсивность, мечтательность и абстрактное мышление.
Для достижения цели работы, во второй главе проводится Эмпирическое исследование личностных особенностей подростков, увлекающихся компьютерными играми.
В роли респондентов выступили школьники МБОУ «СОШ №4 с УИОП СГО» (всего 105 человек). Из них 49 девушек и 56 юношей, в возрасте от 16 до 18 лет. В соответствии с задачами исследования на основе результатов анкетирования были выделены группы респондентов по следующим категориям:
- Опыт игры
- Игровая компьютерная активность (ИКА)
- Жанровые игровые предпочтения
Исследование состояло из следующих этапов.
1 этап – выявление компьютерной и интернет зависимости, по трем опросникам (тестам): Тест на интернет-аддикцию (Т.А. Никитина, А.Ю. Егоров) и две анкеты. Было опрошено 105 человек, было выявлено что, от интернета зависимы 47% респондентов, 12% респондентов в группе риска, 20% не зависимы от компьютера и 12% аддикты.
2 этап – подростки, увлекающиеся компьютерными играми, по нашему мнению, должны обладать определёнными качествами. В качестве специальной исследовательской процедуры для диагностики личностных особенностей нами была использована методика 16 – факторного опросника Кеттела.
Объектом исследования являлась старшая возрастная группа подростков (от 16 до 18 лет). Общее количество испытуемых составило 105 человек.
Полученные результаты показали, что от интернета зависимы 47% респондентов, 21% респондентов в группе риска, 20% не зависимы от компьютера и 12% аддикты. В компьютерные игры играют 76%, остальные 24% не играют в компьютерные игры. Из 76% респондентов играющих в компьютерные игры было выявлено, 23% в группе риска, норма 46% и аддикты 6% .
Большая часть подростков проводят за компьютером 5 и более часов (54%), и испытывают раздражение, когда их отвлекают от компьютера, проявляют негативное отношение к попыткам окружающих их людей прервать пребывание за компьютером.
Однако, многие респонденты ответили, что испытывают раздражение и скуку, если компьютер сломан или отключен Интернет (63%).
Многие подростки на вопросы «Испытываете ли вы желание оказаться за компьютером, находясь на учебе» и «Вспоминаете ли вы о компьютере, когда находитесь вне дома» ответили утвердительно (51%).
Очень часто подростки с компьютерной зависимостью заводят новые знакомства в Интернете. (56%) ответили, что у них много друзей в Интернете, и они боятся подвести друга из Интернета, не войдя в сеть в заранее утвержденное время.
ТОЛЬКО У НАС!
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Доклад, презентация без предоплаты |
Более 100 бесплатных примеров |
Доработки бесплатно |
Срок от 1 часа до 1 дня |
Гарантия низкой цены |
Хочу сделать заказ! |
Кроме того, необходимо отметить, что:
У опрошенных подростков иногда причиной недосыпания становиться компьютер (35%). Также некоторые респонденты ответили, что часто завтракают/обедают/ужинают не отрываясь от компьютера (15%).
Находясь вне компьютера, многие подростки ответили, что испытывают скуку, раздражение, депрессию, подавленность (63%). Подавленность исчезает, как только они возвращаются назад к компьютеру.
Данные, полученные с помощью 16-факторного опросника Р. Кеттелла позволили выявить ряд личностных особенностей подростков с компьютерной зависимостью.
Мы выявили, какие факторы присуще подросткам, увлекающихся компьютерными играми:
- Интеллектуально развит, абстрактно мыслящий, разумный;
- Эмоционально не стабильный, подверженный чувствам;
- Самоутверждающийся, независимый, упрямый (доминантный);
- Веселый, активный, разговорчивый, беззаботный, может быть импульсивен;
- Сознательный, настойчивый, на него можно положиться, степенный, обязательный;
- Общительный, смелый, спонтанный и живой в эмоциональной сфере;
- Мягкосердечный, мечтательный;
- и другие характеристики.
Таким образом, по результатам 16-факторного опросника Р. Кеттелла было выявлено сходство между сравниваемыми группами по факторам, характеризующим интеллектуальные особенности, коммуникативные свойства и стиль межличностных отношений. Также были выявлены различия между подростками без риска зависимости и подростками на стадии увлеченности или с компьютерной зависимостью по факторам, характеризующим эмоционально-волевые особенности.
Анализ личностных особенностей, осуществленный по результатам методики Р. Кеттелла, показывает, что подростки, склонные к аддиктивному поведению имеют в целом более низкий уровень общительности (27%), чем подростки группы «норма» (14%). Для них характерна отчужденность от внешнего мира, недоверчивость к окружающим, замкнутость. Это доказывает существование субъективных трудностей в общении в реальной жизни у подростков, склонных к интернет-аддикции.
Другая особенность личности, которая представляет особый интерес в контексте нашего исследования, — уровень внутреннего контроля поведения (шкала «самоконтроль»). Существуют достоверные различия между аддиктами и группой «норма» по шкале «самоконтроль». Для аддиктов свойственна внутренняя конфликтность и недостаточная дисциплинированность (19%). Деятельность этих подростков не упорядочена, хаотична, они не умеют организовывать свое время и порядок выполнения работы.
Проведенное сравнительное изучение личностных особенностей у подростков, склонных к интернет-зависимости, и подростков, относящихся к группе «норма», показало, что достоверные различия при изучении испытуемых получены по шкале «консерватизм-радикализм». Аддикты склонны к нарушению привычек и устоявшихся традиций, им свойственна независимость высказываемых суждений и поведения.
Данные личностные черты во многом обусловлены подростковым возрастом — периодом возникновения чувства взрослости, тенденции к самостоятельности.
Полученные в проведенном исследовании данные указывают на то, что подростки с компьютерной зависимостью обладают сниженным самоконтролем, замкнутость, плохо контролируют свои эмоции и поведение. Им свойственна повышенная тревожность, ранимость, депрессивность и впечатлительность.
Что вызывает трудности при адаптации, неблагоприятные тенденции развития отношений родителей и детей, нарушение стилей семейного воспитания. Но, не смотря на это, в целом обладают положительными качествами.
Респонденты с низкой игровой активностью эмоционально стабильны. Они обычно спокойны, уравновешены и расслаблены.
Респонденты со средней игровой активностью склонны к получению от жизни удовольствий и наслаждений. Не стремятся к власти в рамках социальной системы, спокойно относятся к личным успехам и достижениям.
Респонденты с высокой игровой активностью — представители этой группы полны опасений, боязливы, склонны к беспокойству, нервозны, напряжены и пугливы. Их эмоциональная сфера богата и разнообразна и играет важную роль в их жизни.
В ходе эмпирического исследования, беседы с респондентами и просмотром видеозаписи, были выявлены связи между предпочтениями компьютерных игр и личностями особенностями подростков, их ценностные ориентации. При этом предпочтения игр определенных жанров не определяются однозначно какой-либо отдельно взятой чертой личности, а обусловлены сочетанием определенных черт. Обнаружены следующие особенности.
Эмпирическое исследование позволило подтвердить выдвинутую гипотезу о том: что подростки, играющие в компьютерные игры обладают сниженным самоконтролем, внутренней конфликтностью представлений о себе, плохо контролируют свои эмоции и поведение. Так же они мечтательные, креативные, стремятся к достижениям, предприимчивы, мечтательные и обладают абстрактным мышлением. Им свойственна повышенная тревожность, ранимость, депрессивность и впечатлительность.
Хотя по интеллектуальным особенностям и по коммуникативным свойствам и особенностям межличностного взаимодействия подростки с компьютерной зависимостью не имеют существенных различий с подростками, которые не обладают риском развития компьютерной зависимости. Так же были выявлены связи между предпочтениями компьютерных игр и личностными особенностями подростков.
Таким образом, Цель работы — является изучение влияния компьютерных игр на личностные особенности подростков – достигнута.
Спасибо за внимание! Доклад окончен.
Мне тоже нужен хороший доклад! |
или напишите нам прямо сейчас
Написать в WhatsApp