+7 (499) 403-1034 бесплатный звонок по России

Главная » Бесплатные образцы » Дипломный доклад Логопедическая работа по расширению активного словаря

Дипломный доклад Логопедическая работа по расширению активного словаря

Представляем Вашему вниманию бесплатный образец доклада к диплому на тему «Логопедическая работа по расширению активного словаря».

 

Здравствуйте, уважаемые члены аттестационной комиссии!

Тема моей выпускной квалификационной работы — «Логопедическая работа по расширению активного словаря у дошкольников с ОНР третьего уровня».

Актуальность темы обусловлена тем, что грамотная и хорошая речь – одно из условий всестороннего полноценного развития детей. Именно поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Целью работы является исследование условий развития активного словаря дошкольников с ОНР 3 уровня.

Объектом исследования является словарь детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития.

Предмет исследования — особенности развития активного и пассивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития.

Для достижения цели, во второй главе работы производится исследование пассивного и активного словаря дошкольников с общим недоразвитием речи.

 

 

За основу для работы над данной главой было взято исследование, которое проводилось в Детском саду комбинированного вида № 77 г. Хабаровска. Целью исследования была разработка и апробация системы коррекционных приемов, направленных на развитие словаря детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Для реализации этой цели экспериментальная работа проводилась в два этапа:

  • на первом этапе в ходе констатирующего эксперимента проводилось сопоставление с нормой изучения словарного запаса дошкольников 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня;
  • вторым этапом исследования стал формирующий педагогический эксперимент.

В ходе констатирующего эксперимента были получены данные, характеризующие особенности лексики детей изучаемой категории. На их основании была разработана система коррекционных мероприятий, направленных на развитие словаря.

Для изучения словаря были использованы в адаптированном варианте методы, применяемые в отечественной логопедии и описанные в работах Волковой Л.С. [5], Выготского Л.С. и др. Речевой материал был подобран с учетом требований Программы детского сада (для детей коррекционных групп используется «Программа обучения и воспитания детей с ОНР» Филичева Т.Б.).

Для подтверждения гипотезы был проведен констатирующий эксперимент. Анализ результатов исследования позволил сделать следующие выводы:

  • усвоение лексики у детей с ОНР является таким же процессом с прохождением определенных этапов со строгой взаимосвязью в развитии отдельных сторон языка, как это происходит при нормальном развитии речи.
  • Дети с ОНР характеризовались в основном низким уровнем сформированности словаря, а дети с нормальным речевым развитием — средним уровнем.
  • Этапы овладения лексикой у детей с общим недоразвитием речи и у детей без речевых нарушений проходят одинаково, различаются они только задержкой во времени и качественным своеобразием.

В результате исследования выявилось, что у детей с ОНР развитие активного словаря ниже возрастной нормы. Существенным недостатком восприятия у этих детей ОНР является значительное замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации. Дети с ОНР воспринимают за определенное время меньший объем материала, чем нормально развивающиеся сверстники.

По результатам исследования был сделан вывод, что у детей с речевой патологией слухоречевая память развита на достаточно низком уровне. Особенность в воспроизведение слов детьми с недоразвитием речи состояла в том, что почти все они периодически воспроизводили вместо нужного слова другое слово (вербальная парамнезия).

 

ТОЛЬКО У НАС!

 

Доклад, презентация

без предоплаты

Более 100

бесплатных примеров

Доработки

бесплатно

Срок от 1 часа

до 1 дня

Гарантия

низкой цены

 

Хочу сделать заказ!

 

Отмечаются нарушение функционально-операционной стороны мышления (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, классификации), а также замедленность и ригидность мыслительных процессов, что в полной мере проявилось в задании на классификацию слов.

Неполноценность неречевых психических функций при ОНР, обусловливает ряд особенностей речевого развития ребенка, оказывает влияние на развитие словаря, вызывая его своеобразие.

Нарушение антонимии у детей с ОНР выражалось как в незнании многих слов, так и в трудностях поиска известного слова, в нарушении актуализации пассивного словаря.

Предикативный словарь у дошкольников с ОНР находиться на низком уровне развития, в связи с ограниченностью представлений и знаний об окружающем мире, в их в лексиконе отсутствуют многие обозначения действий. Дети употребляют глаголы расширенного или чрезмерно суженного значения.
Исследование на классификацию предметов показало, что не у всех детей сформированы операции классификации. Чаще всего наблюдались вербальные парафазии, причем, в основном, по смысловому признаку: замена обобщающего слова словом более конкретного значения, замена обобщающего слова на функциональную принадлежность, способ передвижения.

Результаты исследования показывали, что у дошкольников с ОНР имеются особенности развития лексики. Атрибутивный и номинативный словарь развит хуже, чем предикативный. Процесс формирования антонимичных и синонимичных полей и их структурация у детей с ОНР происходит с задержкой и на данный момент является несформированным.

Все эти выводы были учтены в коррекционной работе. При отборе рекомендаций учитывались результаты исследования, полученных в ходе констатирующего эксперимента.

В третей главе работы описывается логопедическая работа по формированию словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В методических рекомендациях использовались игры и упражнения, разработанные Серебряковой Н.В., Лалаевой Р.И., Жуковой Н.С., Филичевой Т.Б., Ушакова О. С, Коноваленко В. В, Коноваленко С.В., Седых Н.А., Краузе Е.Н. Среди них:

  • Игра «Придумай предложение» (по методике Краузе Е.Н.).
  • Игра «Подбери слово» (Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.).
  • «Назови лишнее слово» (методика Захаровой А.В.).
  • Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного (методика Захаровой А.В.). Ответы на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».
  • «Разложи картинки по сходству» (Ушакова О.С.).
  • Игра «Закончи предложение» (Краузе Е.Н.).

Следует отметить, что коррекционная и профилактическая работы должны проходить в условиях организованного комплексного логопедического и педагогического воздействия с учетом общих дидактических принципов (доступности, наглядности, индивидуального подхода, конкретности, сознательности, постепенного усложнения заданий и речевого материала).

Результаты экспериментального исследования подтвердили гипотезу констатирующего эксперимента о том, что развитие словаря у дошкольников с ОНР носит особый специфический характер, и что состояние лексики у дошкольников с ОНР имеет существенные отличия от лексики нормально говорящих сверстников.

Предложенные методические рекомендации, основанные на результатах проведенного исследования, могут позволить преодолеть трудности формирования словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи. Их использование возможно не только в логопедической работе, но и на занятиях воспитателя детского сада, также ими могут пользоваться родители.

Таким образом, Цель работы — исследование условий развития активного словаря дошкольников с ОНР 3 уровня – достигнута.

Спасибо за внимание! Доклад окончен.

 

Мне тоже нужен хороший доклад!